Главная » Файлы » Нейропсихология [ Добавить материал ]

Специальная психология - ХАРАКТЕРИСТИКА ВИДОВ АНОМАЛИЙ РАЗВИТИЯ. ОБСУЖДЕНИЕ ВАРИАНТОВ РАЗВИТИЯ
30 Мая 2007, 18:17:06
Как проявляется неравномерность психического развития у детей, обучающихся в обычной школе?
Было проведено исследование. Результаты представлены в статье Т.В.Ахутиной "Нейролингвистика нормы" (1998 год), опубликованной в сборнике первой конференции, посвященной А.Р.Лурия. В ней обсуждаются исследования 44 детей двух первых классов, обучавшихся по системе 1 - 3. В настоящее время система 1 - 4. На основании нейропсихологического обследования дети были разделены на три группы.
Наиболее четко противопоставленными были три группы:
1. С относительной слабостью функции программирования и контроля.
2. Со слабостью переработки информации (аналитическая стратегия). Т.е. это второй блок левого полушария.
3. Дети с проблемами переработки зрительно-пространственной информации. Т.е. это слабость холистической стратегии (правополушарной стратегии переработки информации).

Были еще и комплексные варианты детей, но мы рассматривать их не будем.

Дети составляли рассказы по серии картинок (например, мужчина несет ведро – 1 картинка; мужчина подходит к мусорному баку - 2 картинка; мужчина переворачивает ведро и видно, что дует сильно ветер - 3 картинка; мусор попадает на лицо мужчины – 4 картинка). Когда дети рассказывают эти истории, то мы им можем помогать, если их рассказы неразвернутые.

Параметры рассказа
Длинна рассказа:
• 1 группа - самостоятельно дети говорят в среднем 9,9 слов;
• 2 группа - в среднем 25,8 слов. Это дети, не имеющие трудности в программировании и контроля, поэтому сами могут рассказать;
• 3 группа - дети третей группы с проблемой правого полушария давали данные 15,6 слов.

Но дети не всегда рассказывали все, поэтому всем детям были заданы вопросы, и в результате рассказ по количеству слов увеличился:
• 1 группа - 22,1 слова
• 2 группа - 40,3 слов
• 3 группа - 26,7 слов

Т.е. характер соотношения не меняется. Хотя у первой группы увеличивается текст в два раза, а у двух остальных групп в 1,5 раза.

Следующий параметр - это средняя длина предложения (количество слов в предложении):
• 1 группа - 3,2 длина предложения. Трудности в программировании.
• 2 группа - 5,0
• 3 группа - 4,4

Следующий параметр – это сложные предложения:
• 1 группа - вообще нет сложных предложений
• 2 группа - 0,75
• 3 группа - 0,8 Больше всего используют сложные предложения, хотя у них есть трудности с правым полушарием.

Для этого есть объяснение. Слабость возникает при обкрадывании правого полушария в связи с развитием речи. Эти данные доказывают, описанный выше пример про детей из Сибири.

Характеристика словаря. Каким образом можно характеризовать словарь? У детей может быть очень много местоимений и слов с обобщенным значением.
Местоимения делятся на число существительных = получается местоименный индекс. У второй группы количество местоимений практически такой же, что и количество существительных.
• 1 группа - 0,3
• 2 группа - 0,8
• 3 группа - 0,7

Замена и поиск слов:
• 1 группа - 0,2
• 2 группа - 0,5
• 3 группа - 0,3
Количество ошибок делится на количество детей, т.е. это частота.

Одна причина объясняет и вербальные и невербальные особенности психических функций ребенка. Это норма. А теперь рассмотрим детей с трудностями письма.

ТРУДНОСТИ ОБУЧЕНИЯ. ДИСГРАФИЯ

Ольга Александровна Величенкова провела логопедическое и нейропсихологическое обследование детей 2, 3 и 4 классов с дисграфией. Как она их отбирала? Дети писали 11 работ в классе (7 диктантов и 4 списывания текста с доски). Были дети, которые делали до 21 ошибки на одну работу. В группу детей с дисграфией были отнесены те, кто допускал 1,5 ошибки на работу (среднее). Специфические ошибки это ошибки, которые не объясняются незнанием правил орфографии. В среднем дети делали 3,6 специфических ошибки на работу - это дисграфики. Таких детей было 35 мальчиков и 24 девочки, всего 59 человек. В литературе есть данные, что дисграфия чаще встречается у мальчиков (примерно, в 1,5 раза).
Были проанализированы виды ошибок. И было проведено нейропсихологическое обследование детей.
Все дети разделились на три группы:
• 1 группа - трудности программирования и контроля (третий блок);
• 2 группа - второй блок левополушарная аналитическая стратегия;
• 3 группа - переработка информации по правополушарному типу (второй блок).

Первый вид ошибок - это соблюдение границ предложения (точка в конце предложения и большая буква в начале). Такие ошибки встречались:
• 1 группа - 21 % случаев
• 2 группа - 8 % случаев
• 3 группа - 11 % случаев

Т.е. у детей с трудностью программирования и контроля такие ошибки встречались гораздо чаще (невнимательность).

Следующая группа ошибок - это замены и пропуски согласных:
• 1 группа - 15 %
• 2 группа - 25 %
• 3 группа - 13 %

Замена и пропуски гласных букв:
• 1 группа - 4 %
• 2 группа - 10 %
• 3 группа - 23 %

Каждый из этих вариантов объясняется нейропсихологическим механизмом. У второй гриппы - это проблема с фонематическим слухом.

В западной литературе описывается в основном второй тип дисграфии, - основанный на слабости фонематического или кинестетического анализа. Иногда указывается незрительные и зрительно-пространственные трудности детей. На западе говорят больше не о нарушении письма, а о нарушении речи. Кроме этого еще выделяется поверхностная дизлексия и дисграфия развития.

ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Если с дисграфиями работают логопеды, то с задержкой психического развития (ЗПР) работают или обычные педагоги или же олегофрено-педагоги.
Здесь тоже имеется парциальное нарушение (отставание) в развитии ВПФ, но более заметно. И поэтому этих детей могут обнаруживать еще до школы. Детей с ЗПР исследовали дефектологи.
Очень часто цитируется работа К.С. Лебединской. Она была женой В.В. Лебединского.
Она выделяла три группы детей с ЗПР:
1. Преимущественная задержка развития эмоционально-волевой сферы по типу инфантилизма.

2. Преимущественная задержка развития познавательной сферы.
Внутри этой гриппы выделяется три подгруппы:
2.1 Дети с нейродинамическими отклонениями. Им свойственны инертность (недостаточная переключаемость), ригидность, истощаемость. Это дети со слабостью первого и третьего блоков - энергетическим блоком и блоком программирования и контроля. От первого блока идет истощаемость, плохая энергетика и в связи с этим инертность.

2.2 Дети, у которых наблюдаются негрубые нарушения "инструментальных корковых и подкорковых функций". Иначе говоря, это второй блок мозга - слабость переработки зрительной, слуховой или кинестетической информации моторной трудности.

2.3 Дети с выраженными трудностями планирования, программирования и контроля. Лебединская отмечает, что у всех детей этих трех групп имеется слабость нейродинамического фона. Т.е. энергетического блока. Отсюда у всех детей можно увидеть и истощаемость, и инертность. Сами структуры энергетического блока могут страдать - это первая причина. Во-вторых, это системный эффект нарушения любого звена функциональной системы.

3. Дети с общей задержкой психического развития. Сюда входит и эмоционально-волевая слабость, и слабость познавательного развития.

В практике чаще встречаются дети со второй и третьей группы. Дети первой группы обычно идут в массовые школы.

Одним из пионеров изучения задержки психического развития была Мария Певзнер. Известна ее работа 1966 года. Одним из определяющих симптомов ЗПР она считает недоразвитие эмоционально-полевой сферы по типу инфантилизма. Объясняет она этот синдром замедленным темпом созревания лобных долей и их связей с другими отделами коры и подкорковыми образованиями головного мозга.

Нейропсихологический комментарий. Во-первых, в эмоционально-волевую сферу входит личностная сфера, волевые процессы, процессы самоорганизации и регуляции поведения. Во-вторых, что в функции лобных долей входит программирование и контроль. С другой стороны, эмоциональные нарушения связаны не только с работой лобных долей, а скорее глубинных структур правого полушария, либмических структур.

Критика точки зрения Марии Семеновны была по специальной дефектологической и психологической литературе.
Это статья В.И. Лубовского и Л.В. Кузнецовой. Это работа 1984 года. В.И.Лубовский был учеником Лурия.
В.И.Лубовский считает основным критерием ЗПР - это несформированная готовность к школьному обучению. Он подчеркивает, что это психологический параметр, и что ЗПР надо определять через психологические понятия.
Несформированная готовность это:
• Недостаточность знаний и представлений об окружающем мире. Энциклопедической памяти недостаточно.
• Несформированность умственной операции действий и навыков.
• Несформированность речи, словаря, грамматического строя, связанных высказываний.
• Недостаточная познавательная активность, которая выражается в недостаточной мотивации в частности в мотивации к школьному обучению.
• Проблемы с регуляцией поведения.

Все это очень хорошо, но с другой стороны, как отличить ребенка с ЗПР с умственно-отсталым ребенком. При недоразвитии центральной нервной системы в первую очередь и в наибольшей мере обнаруживается незрелость наиболее поздно формирующихся систем.
К таким системам относятся:
• Лобная доля
• Ассоциативная теменно-затылочная область. Зона ТПО.

Эти зоны являются основой осуществления сложных межанализаторных связей. Дисфункция этих отделов определяет детей с ЗПР (чтение и письмо). Нужно учитывать отставание, как лобных отделов, так и зоны ТПО.

Предположение об инфантилизации детей - отсюда вытекает то, что произвольные функции у детей развиты недостаточно, а непроизвольные функции хорошие. В частности, можно думать, что у таких детей должны быть хорошо развита игра, хорошо развито непроизвольное запоминание. Однако было показано, что дети с ЗПР не умеют играть в сложные игры. Например, для них несвойственна ролевая игра, которая требует выполнения определенных правил. Ролевую игру дети с ЗПР заменяют стереотипными действиями, манипуляциями с игрушками, т.е. берут какие-то частности, а не процесс в целом. В целом, дети предпочитают подвижные игры, свойственные более раннему возрасту.

Проблема мотивов. Предполагается, что у детей запаздывает учебная мотивация. Тем не менее, при экспериментальном анализе выявляется более сложная ситуация. У детей с ЗПР с помощью старших организовывали игру, в которых они выполняли роль учителя и учеников. Дети с ЗПР готовы были играть в эту игру до 2-х часов, им нравилась эта игра. Они сами не могли ее организовать, но когда им ее организовывали, она им очень нравилась. Т.е. учебная ситуация им нравится, но главное предложить им это.

Сохранность интеллекта. Очень часто говорят, что у детей с ЗПР первично-сохранный интеллект. В.И.Лубовский говорит, что возникает впечатление, что люди при рождении имеют заданный интеллект, который не развивается. Однако все развитие психологии говорит о том, что все ВПФ формируются в социальном опыте, но с оговоркой - они приобретаются в разной степени, и эта степень зависит от ранних ступеней влияния социальной среды, от генетической программы. Т.е. нельзя говорить о ребенке, что у него первичная сохранность интеллекта. Все исследования детей с ЗПР показывают, что им не в полной мере доступны обобщение, отвлечение, т.е. абстрактное мышление при работе с вербально-логическим материалом.
Впечатление о первичном сохранном интеллекте возникает с тем, что дети с ЗПР значительно лучше по сравнению с умственно-осталыми сверстниками выполняют задания диагностических методик, применяемых при обследовании медико-педагогической комиссии. Анализируя, почему это происходит, В.И.Лубовский говорит, что для того, чтобы решить диагностические задачи, ребенку нужно обладать определенным объемом знаний, навыками умственных операций и умением пользоваться помощью взрослых.
Дети с ЗПР отличаются от нормальных школьников и объемом знаний, и владением умственными операциями. Однако, их (детей ЗПР) характеризует относительно высокая обучаемость. Дети с ЗПР подхватывают помощь экспериментатора и приходят к правильному ответу значительно чаще, чем дети с умственной отсталостью.
Л.С.Выготский. Речь идет о зоне ближайшего развития и зоне актуального развития. Зона актуального развития отстает и у детей с ЗПР и у отсталых детей. Зона ближайшего развития - у детей с ЗПР она близка к нормативной, тогда как у умственно-отсталых эта зона значительно меньше.

Хомская Е.Д. Семантические ассоциации. Эти эксперименты описаны в книге А.Р.Лурия "Язык и сознание". Если у ребенка вырабатывается связь определенного слова с волевым подкреплением, то у нормальных детей обнаруживалась такая картина: ближайшее семантическое окружение (например, предлагается слово скрипка). Затем предлагается слово виолончель. На это же слово такая же реакция, как и на слово скрипка. Если берется слово концерт, то вместо двух реакций обнаруживается только одна реакция. И можно выделить ядро и периферию семантических связей. Если мы даем слово скрепка, то у нормальных детей не возникает семантической связи со словом скрипка.
У умственно-отсталых детей слово скрипка и слово скрепка вызывало одну и туже реакцию.
Если брали детей с ЗПР в первую половину дня, то они выдавали реакцию, как нормальные дети. Если их тестировали во второй половине дня, то они выдавали реакцию, как умственно-отсталые дети. Это говорит об утомляемости.

Третий уровень недоразвития речи характеризуется наличием разовой развернутой речи с остаточными проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Дети могут свободно общаться с окружающими, но их речь не всегда достаточна, чтобы быть понятной окружающим, словарь отстает от возрастной нормы, в частности отстают глаголы.

Например, ребенок может употреблять глагол "мажет" в разном значении - "рисовать", "приклеивать" и т.п. Слово "шьет" и по отношению к "вышиваю", и по отношения к "вяжет".

Дети не знают название цветов, иногда путаю основные цвета. Дети вместо слова "парикмахер" скажут словосочетание "тетя стрижет". Есть употребление обобщенных слов, они используют слова большой и маленький вместо различных прилагательных длинный, тяжелый, широкий. Возможно ошибки согласования прилагательного и существительного, особенно страдает связанная речь. В рассказах по картинкам и в самостоятельных рассказах дети ограничиваются перечислением, при этом возникают затруднения в передаче логической последовательности действий.

Звукопроизношение на третьем уровне становится лучше, но звуки могут путаться. По этому описанию можно представить себе, что это явное отставание речи, но не в той мере оно выражено, как на предыдущих уровнях.

Т.А.Фотекова, Т.В.Ахутина "Диагностика речевых нарушений школьников с использование нейропсихологических методов".
Примеры речи детей: ребенок (7 лет) повторяет слова:
• «скакалка», а говорит какалка;
• «танкист» - «кантист»;
• «сковорода» – «скорода»;
• «кинотеатр» - «киниятр».

Упрощение слоговой структуры слова говорит о нарушении передних отделов. «Баскетбол»-«баспебол», вместо слога «кет» получился слог «пе». Здесь изменение слоговой структуры слова и меняются звуки, что говорит о том, что это не столько передние, но и задние отделы головного мозга. Это проблема восприятия. Отдельно оценивается и то, и другое.

Составление предложений по картинкам. Как ребенок составляет предложение? "Мальчик моет руки" - ребенок справляется легко; «девочка режет колбасу» - ребенок говорит «девочка режет сосиску» (идет замена). «Девочка и мальчик строят снеговика», «кошка из молока пьет». Когда нужно использовать предлоги, то здесь «мальчик лезет по забор», «солнце убегает под тучи», «тетя ковры затаскивает под кровать». Т.о. очень типично упрощение структуры. Это дети, которые относятся ко второму или третьему уровню.

На что надо обращать внимание при развитии речи и что должно настораживать родителей, психологов и педагогов?
Л.Р.Давидов, Т.С. Рязниченко "Ребенок плохо говорит. Почему? Что делать?".
В первый месяц жизни информативную функцию несет плачь ребенка, который выражает эмоциональное состояние. Как правило, к концу первого месяца жизни крик ребенка становится эмоционально различен. Второй месяц жизни - общение ребенка с близкими происходит с помощью взгялада и первыми мимическими действиями, формируется комплекс оживления. Третий - четвертый месяц - ребенок узнает голос матери, появляются первые попытки имитировать речь взрослых, усложняются интонации и звуки, возникает гуление, когда ребенок переливается из звука в звук.
Основания для беспокойства.
Ребенок не реагирует на звуки, не поворачивает голову в сторону говорящего взрослого, недостаточная интонационная выразительность голосовых рядов. Крик не модулирован, т.е. крик все время одинаковый, а он должен быть разным. Отсутствует подготовительное кряхтение перед криком. Гуление однообразно. Отсутствует смех, не формируется комплекс оживления и избирательное внимание к речи окружающих.
Период от 7 до 10 месяцев - основания для беспокойства: отсутствие или рудиментарность лепета, почти нет лепета, невыполнение простых команд (покажи, где папа), отсутствие подражательных игровых действий, отсутствие интереса к общению со взрослыми. Все эти признаки достаточно глобальны и из этого могут вырастать самые разные синдромы.
Дети 10 - 12 месяцев. Ребенок не реагирует на свое имя, нет лепетных слов, не выполнят простые инструкции (поцелуй маму, скажи тете до свидания).
Ранний возраст от 1 до 3 лет. Основанием для беспокойства является стойкое отсутствие речевого подражания (допустимо, но не дольше полугода после первых 3 - 5 слов), ребенок не строит предложения, а должен это делать к 2 годам, в речи нет глаголов, ребенок не говорит о себе в первом лице. Но это индивидуальный стиль детей, и если за этим следует огромное накопление словаря, то нет оснований для беспокойства. Во время речи кончик языка высовывается между зубами. Звуки произносят с призвуками, и звуки имеют носовой оттенок (детская дизартрия).
Наконец, дети 4 - 6 лет: ограничен бытовой словарь, ребенок затрудняется сгруппировать предметы по обобщенному признаку. Ребенок не может подобрать синонимы и антонимы. Ребенок неактивен в речевом общении и не может связно рассказать о прошедшем событии. Ребенок неправильно произносит звуки, искажает слоговую структуру слова.
У одного ребенка довольно быстро набирается словарь, но грамматические структуры очень просты и он говорит про себя: "Митя бай - бай". Другой вариант ребенок очень быстро запоминает стереотипы речи взрослых. Такой ребенок очень рано начинает говорить, но накопление словаря идет очень медленно.

УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ

У нас нет четких критерий задержки психического развития. Обычно обращают внимание, что дети с умственной отсталостью (далее УО) хуже обучаются в обучающем эксперименте. У ребенка с УО и актуальное развитие, и зона ближайшего развития очень невелика. Но с другой стороны, ребенок с ЗПР в ситуации тестирования покажет одно, а на самом деле он умеет гораздо больше. Такие дети очень волнуются на комиссии, поэтому они не могут перед ними раскрыть свой потенциал.

Для измерения УО у детей измеряется IQ.
Если IQ = 70, то предполагается, что это не УО. Если воспитатели и учителя жалуются на такого ребенка, то, скорее всего это трудности в обучении.
Если IQ от 50 - 55 до 70, то это мягкая форма УО.
Если IQ от 35 - 40 до 50 это средняя форма УО.
Если IQ от 20 - 25 до 35 это выраженная форма УО.
Глубокая форма УО, когда IQ меньше 20 - 25.

В отечественной литературе использовали термины идиотия, т.е. это самая глубокая форма УО, имбицильность от высокой до средней УО и дебильность включает от легкой до средней.

Грубое недоразвитие ВПФ приводит к нарушению эмоционально-волевой сферы. Это грубое нарушение достаточно системно, т.е. это не единичные узкие дефекты. В целом у ребенка страдают познавательные функции, включая интеллект, эмоционально-волевая сфера, моторика, психосоматика, страдают возможности социальной адаптации и это важно, прежде всего, т.к. ребенок с трудностями в обучении более адаптивен в бытовой сфере. Поэтому ребенка надо учить жить, ребенка с трудностями в обучении надо этому учить. Но, тем не менее, нельзя себе представлять, что УО это такая линейка с общим снижением. В УО отсталости отчетливо видна неравномерность психического развития и это отчетливо видно при сравнении двух синдромов, которые часто сопровождаются у детей с УО (синдром Вильямса и синдром Дауна).

Синдром Вильямса. Это редкое генетическое заболевание, которое связано с тем, что из 7 хромосомы выпадает кусочек, содержащий 20 генов - микроделишн. Выпадающие гены ответственны за эластин - это очень важное вещество, которое значимо для построения. Характеристики синдрома: необычный лицевой фенотип. Эластин играет роль в формировании соединительных тканей, а раз у таких людей его нет, то соответственно, результат на лицо, в прямом смысле этого слова. Проблемы с сердцем, питанием, зрением, костно-мышечное нарушение и плохой кальциевый обмен, очень часто аномалия слуха, очень часто отит среднего уха и повышенная чувствительность к шумам и звукам. Помимо умственной отсталости (70 % случаев) отстает развитие двигательных навыков, и это отставание остается во взрослом возрасте. У этих детей определенный когнитивный профиль: относительно сильные вербальные функции и грубые нарушения зрительно-пространственных функций. Этот синдром сохраняется в течение всей жизни. Результаты этих детей в математике хуже по сравнению с чтением и письмом.

Синдром Дауна - это самая распространенная генетическая аномалия. По статистике 1 младенец из 600 - 800 детей. Это соотношение одинаково в разных странах и сегодня и 100 лет назад. Свое название это синдром получил по имени английский врача Джона Дауна, который описал этот синдром в 1866 году. В 1959 году, через почти 100 лет Дером Лежен выявил, что синдром Дауна это генетическое состояние, но не заболевание.
Оно существует с момента зачатия и определяется наличием в клетках человека дополнительной хромосомы. У людей с таким синдромом в 21 паре присутствует дополнительная хромосома, поэтому такой синдром еще называется тризомия. Такая хромосома появляется в результате генетической случайности либо во время первого деления клетки, либо по какой-то случайности соединения клеток отца и матери. Хотя и отец, и мать нормальные. Известно, что такой синдром появляется у детей, родителей которых перешил рубеж 40 лет.
Наличие лишней хромосомы обуславливает ряд особенностей: заболевание щитовидной железы, сердца, недоразвития костей, иероглифичность языка, руки с дерматоглификой, руки очень податливы и пластичны, встречаются дефекты зрения и слуха. Существует миф, особенно распространенный среди врачей, что дети-Дауны это идиоты.
Сейчас дети с синдромом Дауна показывают среднюю степень в задержке развития. Шанс ребенка иметь уровень интеллекта выше 50 составляет от 30 до 55 %, но при это известно, что мужчины с синдромом Дауна добивались очень высоких творческих результатов (Дневник Найджела Ханта о его путешествия, есть люди, которые побуждали на конкурсах больных танцев, актер в кино, есть люди, которые пишут стихи и т.п.). Все зависит не от самой тризомии - лишней хромосомы, но и от раннего начала занятий и об этом очень хорошо написано в книге "Мама, почему у меня синдром Дауна".
Какие проблемы есть у детей с синдромом Дауна? Это трудности в решении интеллектуальных задач. Если дети нормы делают чаще всего ошибки по типу инертности (перенос способа решения задач от одной задачи к другой), то у детей с синдромом иные интеллектуальные проблемы. Значительно отстает у большинства детей с синдромом Дауна речь - очень простой зауженный словарь и очень простые по синтаксису предложения "Курочки в трубу пролезают. Вылезают. Это курочки, они черные и грязные".

Мозговые механизмы

Мозг у человека с синдромом Дауна значительно меньше по сравнению с нормальным человеком, меньше борозд и меньше лобная часть мозга.
Синдром Вильямса - передние доли в порядке, но задние отделы поджаты. Длинные миелинизированные волокна. Белое вещество в мозге недоразвито. В норме в левом и правом полушарии разные связи по длине (в левом полушарии короткие связи).

РЕКЛАМА: узи диагностика цены

Категория: Нейропсихология | Добавил: Kluver
Просмотров: 11117 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1
Всего комментариев: 1
1 Lupus_nocturnus  
0
А кто писал пост? Исправьте, пожалуйста, заголовок на анОмалии...
Ответ: wink исправила...

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]