Главная » Файлы » Нейропсихология | [ Добавить материал ] |
30 Мая 2007, 18:17:06 | |
Как проявляется неравномерность психического развития у детей, обучающихся в обычной школе? Было проведено исследование. Результаты представлены в статье Т.В.Ахутиной "Нейролингвистика нормы" (1998 год), опубликованной в сборнике первой конференции, посвященной А.Р.Лурия. В ней обсуждаются исследования 44 детей двух первых классов, обучавшихся по системе 1 - 3. В настоящее время система 1 - 4. На основании нейропсихологического обследования дети были разделены на три группы. Наиболее четко противопоставленными были три группы: 1. С относительной слабостью функции программирования и контроля. 2. Со слабостью переработки информации (аналитическая стратегия). Т.е. это второй блок левого полушария. 3. Дети с проблемами переработки зрительно-пространственной информации. Т.е. это слабость холистической стратегии (правополушарной стратегии переработки информации). Были еще и комплексные варианты детей, но мы рассматривать их не будем. Дети составляли рассказы по серии картинок (например, мужчина несет ведро – 1 картинка; мужчина подходит к мусорному баку - 2 картинка; мужчина переворачивает ведро и видно, что дует сильно ветер - 3 картинка; мусор попадает на лицо мужчины – 4 картинка). Когда дети рассказывают эти истории, то мы им можем помогать, если их рассказы неразвернутые. Параметры рассказа Но дети не всегда рассказывали все, поэтому всем детям были заданы вопросы, и в результате рассказ по количеству слов увеличился: Т.е. характер соотношения не меняется. Хотя у первой группы увеличивается текст в два раза, а у двух остальных групп в 1,5 раза. Следующий параметр - это средняя длина предложения (количество слов в предложении): Следующий параметр – это сложные предложения: Для этого есть объяснение. Слабость возникает при обкрадывании правого полушария в связи с развитием речи. Эти данные доказывают, описанный выше пример про детей из Сибири. Характеристика словаря. Каким образом можно характеризовать словарь? У детей может быть очень много местоимений и слов с обобщенным значением. Замена и поиск слов: Одна причина объясняет и вербальные и невербальные особенности психических функций ребенка. Это норма. А теперь рассмотрим детей с трудностями письма. ТРУДНОСТИ ОБУЧЕНИЯ. ДИСГРАФИЯ Ольга Александровна Величенкова провела логопедическое и нейропсихологическое обследование детей 2, 3 и 4 классов с дисграфией. Как она их отбирала? Дети писали 11 работ в классе (7 диктантов и 4 списывания текста с доски). Были дети, которые делали до 21 ошибки на одну работу. В группу детей с дисграфией были отнесены те, кто допускал 1,5 ошибки на работу (среднее). Специфические ошибки это ошибки, которые не объясняются незнанием правил орфографии. В среднем дети делали 3,6 специфических ошибки на работу - это дисграфики. Таких детей было 35 мальчиков и 24 девочки, всего 59 человек. В литературе есть данные, что дисграфия чаще встречается у мальчиков (примерно, в 1,5 раза). Первый вид ошибок - это соблюдение границ предложения (точка в конце предложения и большая буква в начале). Такие ошибки встречались: Т.е. у детей с трудностью программирования и контроля такие ошибки встречались гораздо чаще (невнимательность). Следующая группа ошибок - это замены и пропуски согласных: Замена и пропуски гласных букв: Каждый из этих вариантов объясняется нейропсихологическим механизмом. У второй гриппы - это проблема с фонематическим слухом. В западной литературе описывается в основном второй тип дисграфии, - основанный на слабости фонематического или кинестетического анализа. Иногда указывается незрительные и зрительно-пространственные трудности детей. На западе говорят больше не о нарушении письма, а о нарушении речи. Кроме этого еще выделяется поверхностная дизлексия и дисграфия развития. ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Если с дисграфиями работают логопеды, то с задержкой психического развития (ЗПР) работают или обычные педагоги или же олегофрено-педагоги. 2. Преимущественная задержка развития познавательной сферы. 2.2 Дети, у которых наблюдаются негрубые нарушения "инструментальных корковых и подкорковых функций". Иначе говоря, это второй блок мозга - слабость переработки зрительной, слуховой или кинестетической информации моторной трудности. 2.3 Дети с выраженными трудностями планирования, программирования и контроля. Лебединская отмечает, что у всех детей этих трех групп имеется слабость нейродинамического фона. Т.е. энергетического блока. Отсюда у всех детей можно увидеть и истощаемость, и инертность. Сами структуры энергетического блока могут страдать - это первая причина. Во-вторых, это системный эффект нарушения любого звена функциональной системы. 3. Дети с общей задержкой психического развития. Сюда входит и эмоционально-волевая слабость, и слабость познавательного развития. Одним из пионеров изучения задержки психического развития была Мария Певзнер. Известна ее работа 1966 года. Одним из определяющих симптомов ЗПР она считает недоразвитие эмоционально-полевой сферы по типу инфантилизма. Объясняет она этот синдром замедленным темпом созревания лобных долей и их связей с другими отделами коры и подкорковыми образованиями головного мозга. Нейропсихологический комментарий. Во-первых, в эмоционально-волевую сферу входит личностная сфера, волевые процессы, процессы самоорганизации и регуляции поведения. Во-вторых, что в функции лобных долей входит программирование и контроль. С другой стороны, эмоциональные нарушения связаны не только с работой лобных долей, а скорее глубинных структур правого полушария, либмических структур. Критика точки зрения Марии Семеновны была по специальной дефектологической и психологической литературе. Все это очень хорошо, но с другой стороны, как отличить ребенка с ЗПР с умственно-отсталым ребенком. При недоразвитии центральной нервной системы в первую очередь и в наибольшей мере обнаруживается незрелость наиболее поздно формирующихся систем. Эти зоны являются основой осуществления сложных межанализаторных связей. Дисфункция этих отделов определяет детей с ЗПР (чтение и письмо). Нужно учитывать отставание, как лобных отделов, так и зоны ТПО. Предположение об инфантилизации детей - отсюда вытекает то, что произвольные функции у детей развиты недостаточно, а непроизвольные функции хорошие. В частности, можно думать, что у таких детей должны быть хорошо развита игра, хорошо развито непроизвольное запоминание. Однако было показано, что дети с ЗПР не умеют играть в сложные игры. Например, для них несвойственна ролевая игра, которая требует выполнения определенных правил. Ролевую игру дети с ЗПР заменяют стереотипными действиями, манипуляциями с игрушками, т.е. берут какие-то частности, а не процесс в целом. В целом, дети предпочитают подвижные игры, свойственные более раннему возрасту. Проблема мотивов. Предполагается, что у детей запаздывает учебная мотивация. Тем не менее, при экспериментальном анализе выявляется более сложная ситуация. У детей с ЗПР с помощью старших организовывали игру, в которых они выполняли роль учителя и учеников. Дети с ЗПР готовы были играть в эту игру до 2-х часов, им нравилась эта игра. Они сами не могли ее организовать, но когда им ее организовывали, она им очень нравилась. Т.е. учебная ситуация им нравится, но главное предложить им это. Сохранность интеллекта. Очень часто говорят, что у детей с ЗПР первично-сохранный интеллект. В.И.Лубовский говорит, что возникает впечатление, что люди при рождении имеют заданный интеллект, который не развивается. Однако все развитие психологии говорит о том, что все ВПФ формируются в социальном опыте, но с оговоркой - они приобретаются в разной степени, и эта степень зависит от ранних ступеней влияния социальной среды, от генетической программы. Т.е. нельзя говорить о ребенке, что у него первичная сохранность интеллекта. Все исследования детей с ЗПР показывают, что им не в полной мере доступны обобщение, отвлечение, т.е. абстрактное мышление при работе с вербально-логическим материалом. Хомская Е.Д. Семантические ассоциации. Эти эксперименты описаны в книге А.Р.Лурия "Язык и сознание". Если у ребенка вырабатывается связь определенного слова с волевым подкреплением, то у нормальных детей обнаруживалась такая картина: ближайшее семантическое окружение (например, предлагается слово скрипка). Затем предлагается слово виолончель. На это же слово такая же реакция, как и на слово скрипка. Если берется слово концерт, то вместо двух реакций обнаруживается только одна реакция. И можно выделить ядро и периферию семантических связей. Если мы даем слово скрепка, то у нормальных детей не возникает семантической связи со словом скрипка. Третий уровень недоразвития речи характеризуется наличием разовой развернутой речи с остаточными проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Дети могут свободно общаться с окружающими, но их речь не всегда достаточна, чтобы быть понятной окружающим, словарь отстает от возрастной нормы, в частности отстают глаголы. Например, ребенок может употреблять глагол "мажет" в разном значении - "рисовать", "приклеивать" и т.п. Слово "шьет" и по отношению к "вышиваю", и по отношения к "вяжет". Дети не знают название цветов, иногда путаю основные цвета. Дети вместо слова "парикмахер" скажут словосочетание "тетя стрижет". Есть употребление обобщенных слов, они используют слова большой и маленький вместо различных прилагательных длинный, тяжелый, широкий. Возможно ошибки согласования прилагательного и существительного, особенно страдает связанная речь. В рассказах по картинкам и в самостоятельных рассказах дети ограничиваются перечислением, при этом возникают затруднения в передаче логической последовательности действий. Звукопроизношение на третьем уровне становится лучше, но звуки могут путаться. По этому описанию можно представить себе, что это явное отставание речи, но не в той мере оно выражено, как на предыдущих уровнях. Т.А.Фотекова, Т.В.Ахутина "Диагностика речевых нарушений школьников с использование нейропсихологических методов". Упрощение слоговой структуры слова говорит о нарушении передних отделов. «Баскетбол»-«баспебол», вместо слога «кет» получился слог «пе». Здесь изменение слоговой структуры слова и меняются звуки, что говорит о том, что это не столько передние, но и задние отделы головного мозга. Это проблема восприятия. Отдельно оценивается и то, и другое. Составление предложений по картинкам. Как ребенок составляет предложение? "Мальчик моет руки" - ребенок справляется легко; «девочка режет колбасу» - ребенок говорит «девочка режет сосиску» (идет замена). «Девочка и мальчик строят снеговика», «кошка из молока пьет». Когда нужно использовать предлоги, то здесь «мальчик лезет по забор», «солнце убегает под тучи», «тетя ковры затаскивает под кровать». Т.о. очень типично упрощение структуры. Это дети, которые относятся ко второму или третьему уровню. На что надо обращать внимание при развитии речи и что должно настораживать родителей, психологов и педагогов? УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ У нас нет четких критерий задержки психического развития. Обычно обращают внимание, что дети с умственной отсталостью (далее УО) хуже обучаются в обучающем эксперименте. У ребенка с УО и актуальное развитие, и зона ближайшего развития очень невелика. Но с другой стороны, ребенок с ЗПР в ситуации тестирования покажет одно, а на самом деле он умеет гораздо больше. Такие дети очень волнуются на комиссии, поэтому они не могут перед ними раскрыть свой потенциал. Для измерения УО у детей измеряется IQ. В отечественной литературе использовали термины идиотия, т.е. это самая глубокая форма УО, имбицильность от высокой до средней УО и дебильность включает от легкой до средней. Грубое недоразвитие ВПФ приводит к нарушению эмоционально-волевой сферы. Это грубое нарушение достаточно системно, т.е. это не единичные узкие дефекты. В целом у ребенка страдают познавательные функции, включая интеллект, эмоционально-волевая сфера, моторика, психосоматика, страдают возможности социальной адаптации и это важно, прежде всего, т.к. ребенок с трудностями в обучении более адаптивен в бытовой сфере. Поэтому ребенка надо учить жить, ребенка с трудностями в обучении надо этому учить. Но, тем не менее, нельзя себе представлять, что УО это такая линейка с общим снижением. В УО отсталости отчетливо видна неравномерность психического развития и это отчетливо видно при сравнении двух синдромов, которые часто сопровождаются у детей с УО (синдром Вильямса и синдром Дауна). Синдром Вильямса. Это редкое генетическое заболевание, которое связано с тем, что из 7 хромосомы выпадает кусочек, содержащий 20 генов - микроделишн. Выпадающие гены ответственны за эластин - это очень важное вещество, которое значимо для построения. Характеристики синдрома: необычный лицевой фенотип. Эластин играет роль в формировании соединительных тканей, а раз у таких людей его нет, то соответственно, результат на лицо, в прямом смысле этого слова. Проблемы с сердцем, питанием, зрением, костно-мышечное нарушение и плохой кальциевый обмен, очень часто аномалия слуха, очень часто отит среднего уха и повышенная чувствительность к шумам и звукам. Помимо умственной отсталости (70 % случаев) отстает развитие двигательных навыков, и это отставание остается во взрослом возрасте. У этих детей определенный когнитивный профиль: относительно сильные вербальные функции и грубые нарушения зрительно-пространственных функций. Этот синдром сохраняется в течение всей жизни. Результаты этих детей в математике хуже по сравнению с чтением и письмом. Синдром Дауна - это самая распространенная генетическая аномалия. По статистике 1 младенец из 600 - 800 детей. Это соотношение одинаково в разных странах и сегодня и 100 лет назад. Свое название это синдром получил по имени английский врача Джона Дауна, который описал этот синдром в 1866 году. В 1959 году, через почти 100 лет Дером Лежен выявил, что синдром Дауна это генетическое состояние, но не заболевание. Мозговые механизмы Мозг у человека с синдромом Дауна значительно меньше по сравнению с нормальным человеком, меньше борозд и меньше лобная часть мозга. РЕКЛАМА: узи диагностика цены | |
Категория: Нейропсихология | | |
Просмотров: 11117 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 |
Всего комментариев: 1 | ||
| ||