Главная » Файлы » Социальная психология [ Добавить материал ]

исследования сплоченности студенческих групп
05 Января 2010, 18:23:53
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретический анализ исследования сплоченности студенческих групп
1.1. Понятие сплоченности группы…………………………………….5
1.2. Особенности формирования сплоченности студенческих групп...9
Глава 2. Экспериментальное исследование сплоченности студенческой группы
2.1. Диагностика сплоченности студенческой группы ……………...…14
2.2. Тренинговая программа по формированию сплоченности студенческой группы……………………………………………………..19
Заключение………..………………………………………………………28
Литература…..…………………………………………………………….29

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность, решающую роль в человеческих взаимоотношениях играют группы. Они влияют на наше восприятие и установки, обеспечивают поддержкой при стрессовых ситуациях, воздействуют на наши поступки и принимаемые решения.
Самым первым и одним из важных шагов в воспитании студенчества является формирование сплоченной группы с выработанными общественно значимыми целями, органами самоуправления. Именно сформированная студенческая группа имеет силу и может стать источником преобразований современной действительности.
М. Шоу определяет группу как двое или более лиц, которые взаимодействуют друг с другом таким образом, что каждое лицо влияет и подвергается влиянию каждого другого лица. Существенными признаками, отличающими группу от простого скопления людей являются: взаимодействие, некоторая продолжителъностъ существования, наличие общей цели или целей, развитие хотя бы рудиментарной групповой структуры, осознание входящими в нее индивидами себя как «мы» или своего членства в группе.
Сплоченности малой группы неоднократно уделялось довольно пристальное внимание со стороны отечественных и зарубежных специалистов (В.В. Шпалинский, Р.С.Немов, А.И.Донцов, В.А.Богданов, А.В.Петровский и д.р.). Однако в природе этого феномена и по сей день еще очень многое остается неясным и однозначное понятие сплоченности в психологии отсутствует.
Цель исследования: определение степени сплоченности студенческой группы.
Объект исследования: сплоченность группы.
Предмет исследования: степень сплоченности студенческой группы.
Задачи исследования:
• на основе анализа отечественной и зарубежной психологической литературы определить сущность понятия «сплоченность группы»;
• определить особенности формирования сплоченности студенческих групп;
• осуществить диагностику степени сплоченности студенческих групп;
• предложить тренингову программу по формированию сплоченности группы.
Исследование осуществлялось с помощью следующих методов: теоретический анализ проблемы с использованием психологической, педагогической литературы, эмпирические: определение индекса групповой сплоченности Сишора, определения ценностно-ориентационного единства группы (ЦОЕ) (В.С.Ивашкин, В.В.Онуфриева).


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЯ СПЛОЧЕННОСТИ СТУДЕНЧЕСКИХ ГРУПП
1.1. Понятие сплоченности группы
Начало систематического изучения групповой сплоченности относится к концу 40-х гг., когда под руководством Л. Фестингера были выполнены первые специальные исследования. Л. Фестингеру принадлежит наиболее распространенное и употребляемое определение групповой сплоченности как «результирующий всех сил, действующих на членов группы с тем, чтобы удержать их в ней».
Западные авторы механизмом образования группы считают те силы, которые обеспечивают постоянство удовлетворения человека от пребывания в группе. Само же удовлетворение возможно при условии, если субъективная ценность получаемых человеком выигрышей превосходит субъективную значимость затрачиваемых усилий. Значит, группа удовлетворяет индивида только в том случае, если она обеспечивает превосходство выигрышей над проигрышами, причем больше, чем какая-либо другая. Силы сплочения группы имеют две образующих (считает А.И. Донцов): во-первых, степень привлекательности собственной группы, во-вторых, сила притяжения других доступных групп. Группу можно определить как совокупность индивидов, связанных так, что каждый расценивает преимущества от объединения как большее, чем можно получить во вне. Из этого необходимо заключить, что любая группа изначально сплочена[3].
Психологическое единство в группе возникает на основании общности человеческих ценностей, близости представлений членов коллектива о том, какое трудовое поведение приемлемо, а какое порицается, каковы должны быть отношения в группе, стиль и методы работы и о других важных сторонах ее жизнедеятельности.
Эта согласованность касается не только взаимных мнений людей, но и их отношений, на значимые для коллектива и его членов события делового или личного характера. То, что у одних вызывает бурную реакцию не должно другим восприниматься равнодушно, иначе это неизбежно вызовет взаимное непонимание.
Другим необходимым компонентом сплоченности является согласованность взаимных действий людей, их поведения, но уже не в рамках конкретного труда и трудовых действий, а на фоне разнообразного взаимодействия. Особенно ярко эта сторона сплоченности коллектива проявляется в его организованности - способности к самоорганизации, слаженности, согласованному преодолению возникающих сложных ситуаций, присущих моментов во взаимодействии, иначе говоря, к совместной эффективной деятельности и к совместному решению проблем.
При определенной настроенности членов коллектива на восприятие друг друга, нельзя обойти вопрос, как она поддерживается во времени и от чего зависит ее постоянство. В попытках решить его, исследователи поставили цель, - найти средства измерить наличный уровень групповой сплоченности и определить, каким способом его можно повысить.
Сплоченность коллектива, как считает ряд авторов при описании его психологических характеристик, называют ведущей коллективистской направленностью.
Сплоченность коллектива определяется А.А. Гусалиновой как идейное, нравственное, интеллектуальное, эмоциональное и волевое единство его членов, развивающееся на основе такой объективной характеристики, как организационное единство.
В.А. Богданов и В.Е. Семенов рассматривают сплоченность, как существенный и характерологический признак первичного коллектива, при этом экспериментальные способы обнаружения феномена сплоченности связывают с анализом системы коммуникаций и взаимодействий в коллективе.
В.В. Шпалинский считает, что при использовании традиционных методических процедур представления о сплоченности как коммуникативном объединении людей более или менее адекватно отражает реальный феномен диффузных групп, но оказывается совершенно непродуктивным, когда они превращаются в методологическую основу исследования коллектива, объединенного в первую очередь целями, задачами и принципами совместной общественно-полезной деятельности[6]. Авторам ставится задача поиска более информативных параметров групповой сплоченности, которые включали бы в себя не только эмоционально-психологические, но, прежде всего содержательные социально-психологические характеристики.
В качестве характеристик сплоченности А.В. Петровский, исходя из концепции деятельностного опосредования групповой активности, предложил выделить ценностно-ориентационное единство, коллективистскую идентификацию и самоопределение.
Была выдвинута гипотеза, что в общностях, объединяющих людей на основе совместной, общественно значимой деятельности, взаимоотношения опосредствуются ее содержанием и ценностями. Эта особенность межличностных отношений обнаруживает себя в том, что член коллектива избирательно относится к любым влияниям, принимая одни и отвергая другие, в зависимости от опосредствующих факторов - убеждений, принципов, идеалов, целей совместной деятельности. При этом, как подчеркивает А.В. Петровский, феномены ценностно-ориентационного единства, коллективистского самоопределения и идентификации детерминируют важнейшие социально-психологические характеристики живого социального организма коллектива[5].
Исследование феномена групповой активности позволило Р.С. Немову выделить в качестве одной из основных характеристик группы ее сплоченность. При этом сплоченность коллектива определяется как сходство представления участников об ожиданиях и нормах, о требованиях и моральном долге. Отличается, что чем выше единство мнений членов коллектива по, тем или иным вопросам, от которых на практике зависит проявление сверхнормативной активности, тем большей активности следует ожидать от членов данного коллектива. Под сверхнормативной активностью Р.С. Немов понимает высший критерий эффективности общественно полезной деятельности коллектива. Сверхнормативная активность выражается в соответствии поведения и результатов деятельности коллектива[4].
Теория деятельностного опосредования межличностных отношений в коллективе, предложенная А.В. Петровским, и вытекающий из нее стратометрический принцип иерархизации подсистем межличностных отношений в коллективе позволили по новому подойти к характеристике сущности социально-психологических явления в коллективе и их экспериментальному изучению.
Взаимоотношения в коллективе, согласно этой теории, образуют три качественно своеобразных уровня или страты. Первую, основную страту коллектива составляют отношения к содержанию совместной деятельности, прежде всего отношения мотивационного плана. Они образуют ядро социальной психологии коллектива, складываются в процессе совместной деятельности и выступают в качестве предпосылки для формирования отношений 2-х других страт, второй и третьей. Вторая психологическая страта коллектива включает межличностные связи, опосредованные содержанием деятельности. Среди них выделены и изучены коллективистическое самоопределение, сплоченность, понимаемая как ценностно-ориентационное единство, действенная групповая эмоциональная идентификация, референтность и ряд других феноменов. В отличие от первого, предметно-мотивационного слоя, они составляют собственно межличностные связи, причем связи особого рода. Их специфика состоит в генетической и функциональной опосредованности содержанием групповой деятельности. Межличностные связи второго слоя возникают и развиваются как и отношения первого слоя, на базе совместной деятельности и вне ее сформироваться не смогут. В развитом коллективе отношения второго слоя доминируют над межличностными связями третьего, поверхностного слоя. Непосредственные межличностные связи составляют третий слой интрагрупповой активности. Они складываются вне и независимо от совместной деятельности участников коллектива на основе известных механизмов межличностного восприятия: «эффекта мола», «имплицитной теории личности» и т.п. Образующие поверхностный, неспецифический слой коллектива, эти отношения позволяют видеть в нем признаки происхождения от случайной, диффузной группы. Отношения этого слоя в отличие от феноменов второго слоя могут быть экспериментально выявлены практически в любой группе, и даже в случайной.
1.2. Особенности формирования сплоченности студенческих групп
Сплоченность группы во многом определяется психологическим уровнем группового развития.
А.В. Петровский выделяет три основных психологических уровня группового развития:
Низший, на котором легкость или затрудненность межличностных контактов, совместимость или несовместимость в совместной деятельности между отдельными членами групп, слаженность или разобщенность их действий обусловлены непосредственными симпатиями или антипатиями членов группы, степенью их эмоциональной привлекательности или непривлекательности друг для друга. Если отношения в студенческой группе останутся на данном уровне, то они будут сводиться к образованию микрогруппировок по симпатиям и ни о каком развитии коллектива не может идти и речи.
Средний уровень развития характеризуется системой межличностных и личных отношений, опосредованных содержанием коллективной деятельности и основными групповыми ценностями. Эти ценности у членов группы сходны, поэтому личные симпатии и антипатии отходят на второй план.
Высший уровень группового развития характеризуется тем, что ядро межличностных и личных отношений опосредованно связями и отношениями к предмету коллективной деятельности, ее смыслу. На этом уровне сплоченность группы оказывается наиболее высокоразвитой и устойчивой. Для этого уровня характерна общность единств жизненных целей и жизненных планов членов группы, взаимопонимание и взаимоподдержка[5].
Становление коллектива студенческой группы и ее сплоченность зависит от:
• характера организации учебно-познавательной деятельности студентов, контроля над ней и ее оценки;
• степени ясности функций, задач и программы деятельности группы, от групповых норм и особенностей преломления в них общих социальных норм;
• частоты контактов и особенностей общения между членами группы и от особенностей педагогического общения в системе «педагог-студент»;
• особенностей микрогрупп в группе (способствует ли она сплочению группы или противопоставляют себя группе);
• характера привлечения каждого члена группы к выполнению групповых заданий, от качества кооперации сил при выполнении общественно значимых задач, стоящих перед группой;
• размера группы и времени ее существования;
• качеств руководителей-наставников, межличностных отношений в системе «педагог-студент» и «студент-студент».
В научной психологической и педагогической литературе можно встретить множество разнообразнейших характеристик кри¬териев уровня развития студенческих учебных групп, начиная от единства мировоззренческой направленности и ценностных ориен¬тации в них до таких признаков как «совпадение формальной и неформальной структуры», «высокая успеваемость» и даже от¬сутствие в группах конфликтов. Из этого множества критериев можно выделить группы наиболее значимых:
1. уровень социальной значимости предметной деятельности студенческой группы, выполнение основной студенческой функции, влияние на гармоническое развитие личности члена коллектива;
2. уровень сплоченности как ценностно-ориентационного единства группы;
3. уровень организационного единства группа;
4. уровень удовлетворенности членов группы положением дел и взаимоотношениями в группе;
5. уровень ее эмоциональной культуры;
6. уровень всех видов групповой общественной активности;
7. уровень группового самосознания и потребность в его развитии.
Первым, главным и наиболее общим критерием оцен¬ки группы должна быть оценка ее предметной дея¬тельности: оценка выполнения группой основной общественной функции, овладение глубокими знаниями, подготовка к будущему высококвалифицированному труду, оценка возможности группы способствовать, полноценному всестороннему гармоническому развитию личности каждого члена группы, его активному включению в различные виды деятельности.
Иногда оценку исполнения коллективом основной общественной функции сводят к анализу успеваемости в периоды межсес¬сионного и сессионного контроля знаний. Поэтому некоторые вузовские сотрудники основным критерием благополучного психологического климата студенческой группы и успешной учебно-воспитательной работы на курсе, во всем вузе считают процент успеваемости и количество хороших и отличных оценок на экзаменах. На самом деле процент успеваемости не только не может быть сам по себе главным критерием благополучия психологического климата в группе или на курсе, он даже не может достоверно свидетельствовать о глу¬бине и прочности студенческих знаний. Уровень абсолютной и качественной успеваемости студентов может быть лишь одним из показателей оценки предметной деятельности студенческой группы. Вторым критерием социальной зрелости студенческой группы, непосредственно связанным с первым, является его сплоченность как ценностно-ориентационное единство, кото¬рое проявляется:
• в частоте совпадения оценок, мнений и суждений по отноше¬нию к существенно значимым для группы в целом объектов;
• в стремлении как можно чаще коллективно действовать или решать различные вопросы, оказывая друг другу помощь;
• в росте принципиальной доброжелательной требовательности друг к другу по отношению к учебной и трудовой деятельности, раз¬витии нравственно-волевых качеств и культуры поведения, ответ¬ственности не только за свое поведение, но и за поведение то¬варищей.
Одним из значимых критериев высокого развития группы является ее организационное единство. О его наличии судят обычно по тому, существует ли в группе авторитетный и полномочный центр-актив, пользуется ли он уважением, симпа¬тиям преобладающего большинства группы, обладает ли необходи¬мыми деловыми качествами.
Важным критерием социальной зрелости студенческой группы является удовлетворенность членов группы положением дел и взаимоотношениями в ней, стержнем которых является уровень эмоциональной культуры.
Одним из важных критериев благополучного психологического климата студенческого коллектива и уровня его социальной зрелости является степень групповой общественной активности, понимание смысла участия в различных видах общественной деятельности.
Деятельность, направленная на формирование студенческой группы, по своей сути творческая, поэтому невозможно дать универсальных способов осуществления ее. Искусство руководства группой и воспитательного воздействия на нее требует владения навыками организационной работы и знаниями основ науки общения, основ психологии, педагогики и этики, умением менять стиль руководства в зависимости от стадий развития коллектива, проявлять динамизм и гибкость в действиях и непрерывно учится мастерству руководства.


ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СПЛОЧЕННОСТИ СТУДЕНЧЕСКОЙ ГРУППЫ
2.1. Диагностика сплоченности студенческой группы
Важным аспектом групповой структуры является то, насколько сплоченной она является. Сплоченность группы понимается как свойство группы, связывающее воедино ее членов, способствующее симпатии между членами группы.
Опираясь на данные о феномене групповой сплоченности, имеющиеся в теории, нами было проведено исследование сплоченности в студенческой группе.
Исследование осуществлялось в студенческой группе СФ ЮРГИ состоящее из 10 человек.
Диагностика проводилась с помощью следующих методик:
Определения ценностно-ориентационного единства группы (ЦОЕ) (В.С.Ивашкин, В.В.Онуфриева). Предназначен для определения степени и характера ЦОЕ изучаемого коллектива.
Необходимый материал: Анкета, включающая 35 качеств личности, проявляющихся в основных сферах деятельности учащихся:
1. Дисциплинированность 18. Прилежание
2. Эрудированность 19. Требовательность к себе
3. Сознание общественного долга 20. Критичность
4. Сообразительность 21. Духовное богатство
5. Начитанность 22. Умение объяснить задачу
6. Трудолюбие 23. Честность
7. Идейная убежденность 24. Инициативность
6. Умение контролировать работу 25. Внимательность
9. Моральная воспитанность 26. Чувство ответственности
10. Самокритичность 27. Принципиальность
11. Отзывчивость 28. Самостоятельность
12. Общественная активность 29. Общительность
13. Умение работать с книгой 30. Рассудительность
14. Любознательность 31. Скромность
15. Умение планировать работу 32. Осведомленность
16. Целеустремленность 33. Справедливость
17. Коллективизм 34. Оригинальность
35. Уверенность в себе
Ход выполнения задания:
Каждый исследуемый выбирает из анкеты 5 наиболее важных, с его точки зрения, качеств личности, необходимых для успешного выполнения совместной учебной деятельности.
Обработка данных
1. Полученные результаты (по каждому учащемуся) сводятся в таблицу результатов эксперимента.
2. Вычисляется «C» - коэффициент, характеризующий степень ценностно-ориентационного единства учащихся
1,4 n - N
C = -------------------
6 N
N - число учащихся участников эксперимента, n - сумма выборов, приходящихся на пять качеств личности, получивших максимальное число выборов
Если C » 0,5 (т.е. равен или больше 0,5), то исследованная группа достигла уровня коллектива.
Если C - в пределах 0,3-0,5, то класс, группа расцениваются как промежуточные по уровню развития.
Если С « О.З, то данная группа недостаточно развита как коллектив
«Ключ» по 35 качествам личности в их распределении по сферам деятельности
Отношение к учёбе:
дисциплинированность (1), целеустремленность (16), внима¬тельность (25), прилежание (18), трудолюбие (6).
Общий стиль поведения и деятельности:
общественная активность - (12), сознание общественного долга - (3), принципиальность - (27), идейная убежденность - (7), моральная воспитанность - (9)
Качества, характеризующие знания:
начитанность - (5) осведомлённость - (32), любознательность - (14), эрудированность - (2), духовное богатство - (21).
Качества ума:
оригинальность - (34), сообразительность - (4), инициативность - (24), рассудительность - (30), практичность - (20).
Качества, характеризующие учебно-организационные умения:
умение контролировать работу - (8), умение работать с книгой - (15), умение объяснить задачу - (22), умение планировать работу - (13), чувство ответственности - (26).
Отношение к товарищам:
общительность - (29), честность - (23), справедливость - (33), отзывчивость - (11), коллективизм - (17).
Отношение к себе:
самокритичность - (10), скромность - (31), самостоятельность - (28), уверенность в себе - (35), требовательность к себе - (19).
Определение индекса групповой сплоченности Сишора. Групповая сплоченность – чрезвычайно важный параметр, показывающий степень интеграции группы, ее сплоченность в единое целое, - можно определить не только путем расчета соответствующих социометрических индексов.
Значительно проще сделать это с помощи методики, состоящей из 5 вопросов с несколькими вариантами ответов на каждый. Ответы кодируются в баллах согласно приведенным в скобках значениям (максимальная сумма +19 баллов, минимальная -5). В ходе опроса баллы указывать не нужно.
1. Как бы вы оценили свою принадлежность к группе?
a) Чувствую себя ее членом, частью коллектива (5)
b) Участвую в большинстве вдов деятельности (4)
c) Участвую в одних видах деятельности и не участвую в других (3)
d) Не чувствую, что являюсь членом группы (2)
e) Живу и существую отдельно от нее (1)
f) Не знаю, затрудняюсь ответить (1)
2. Перешли бы вы в другую группу, если бы представилась такая возможность (без изменения прочих условий)?
a) Да, очень отел бы перейти (1)
b) Скорей перешел бы, чем остался (2)
c) Не вижу никакой разницы (3)
d) Скорее всего, остался бы в своей группе (4)
e) Очень хотел бы остаться в своей группе (5)
f) Не знаю, затрудняюсь ответить (1)
3. Каковы взаимоотношения между членами вашей группы?
a) Лучше, чем в большинстве коллективов (3)
b) Примерно такие же, как и в большинстве коллективов (2)
c) Хуже, чем в большинстве групп (1)
d) Не знаю, затрудняюсь ответить (1)
4. Каковы у вас взаимоотношения с руководством?
a) Лучше, чем в большинстве коллективов(3)
b) Примерно такие же, как и в большинстве коллективов (2)
c) Хуже, чем в большинстве коллективов (1)
d) Не знаю (1)
5. Каково отношение к делу (учебе) в вашем коллективе?
a) Лучше, чем в большинстве коллективов(3)
b) Примерно такие же, как и в большинстве коллективов (2)
c) Хуже, чем в большинстве коллективов (1)
d) Не знаю (1)
Уровни групповой сплоченности
15,1 баллов и выше – высокая;
11,6 – 15 баллов – выше средней;
7 – 11,5 – средняя;
4 – 6,9 – ниже средней;
4 и ниже – низкая.
Полученные результаты по ЦОЕ сводятся в таблицу 1 результатов эксперимента.
Таблица 1.
Качества личности
Испытуемый 6 8 9 11 12 16 17 19 21 23 24 25 26 29 32 33 34 35
1 1 1 1 1 1
2 1 1 1 1 1
3 1 1 1 1 1
4 1 1 1 1 1
5 1 1 1 1 1
6 1 1 1 1 1
7 1 1 1 1 1
8 1 1 1 1 1
9 1 1 1 1 1
10 1 1 1 1 1
Сумма выборов 2 1 1 4 5 6 1 2 2 2 1 1 6 9 2 2 2 1

С (коэффициент, характеризующий степень ЦОЕ - ценностно-ориентационного единства группы из 10 человек) равен 0,53
Эта группа студентов достигла уровня коллектива. И так как в ней наиболее ценными качествами личности служат: отзывчивость (11), общественная активность (12), целеустремленность (16), чувство ответственности (26), общительность (29), то можно предположить, что учащиеся этой группы успех в своей совместной учебной деятельно¬сти связывают именно с ними, т.е. с положительным отношением к учёбе и с характером товарищеских взаимоотношений.
Показатель индекса сплоченности Сишора равен 17,9. Это свидетельствует о высоком уровне сплоченности группы.
На основании первичной интерпретации полученных данных мы можем сказать, что сплоченность группы в большей степени зависит от ценностно-ориентационного единства. Таким образом, группа является самой ценностью.
2.2. Тренинговая программа по формированию сплоченности студенческой группы
Сплоченность студенческой группы – важный аспект ее деятельности. Однако часто группа является сплоченной, но не для реализации учебных целей, а для удовлетворения самых разных вне учебных потребностей. Особенно напряженной становится ситуация тогда, когда сплоченность группы направлена против кого-то из своих членов. Поэтому необходима организация и проведение специальных мероприятий по развитию групповой сплоченности студенческого коллектива с позитивным вектором развития ее направленности.
С этой целью необходимо проведение социально психологического тренинга «Развитие сплоченности студенческой группы».
Цель тренинга:
• повышение сплоченности группы, развитие коллектива как целостного группового субъекта.
Тренинговые занятия развивают следующие навыки и умения:
• доброжелательность, интерес и умение строить доверительные отношения друг с другом;
• эмоционально сопереживать одногруппнику;
• сотрудничать и действовать сообща;
• согласовывать свои действия с другими и совместно решать поставленные задачи;
• разрешать конфликтные ситуации;
Все это способствует сближению и развитию чувства «Мы» в студенческом коллективе.
В основе содержания программы тренинга «Развитие сплоченности студенческой группы» лежит решение проблем, которые близки и понятны студентам: как строить отношения в коллективе и противостоять давлению; как понять другого человека в ходе разговора, и как важно уметь донести свои мысли и чувства до собеседника. Таким образом, формируется коммуникативная компетентность, а на ее основе динамично развивается групповая сплоченность.
Нами была разработана программа тренинга направленная на формирование сплоченности студенческой группы.
1.Занятие. Самоуважение.
1) Знакомство. Установление контакта.
Участники подписывают бейджики. Ведущий представляется и говорит несколько слов о том, что будет происходить.
2) Правила работы в группе.
Затем ведущим устанавливаются определенные правила работы в группе, которые необходимы для того, чтобы все участники чувствовали себя комфортно и безопасно. Правила заранее выписываются на листе ватмана, и после принятия группой, закрепляются на видном месте. В течение всех последующих занятий правила группы находятся там же и напоминаются ведущим вначале занятия.
Список правил:
1. Внимательно слушать друг друга.
2. Не перебивать говорящего
3. Уважать мнение друг друга
4. Я - высказывание
5. Безоценочность суждений
6. Активность
7. Правило «стоп»
8. Конфиденциальность
Каждый из пунктов правил поясняется ведущим.
3) Разминка. «Поменяйтесь местами»
Описание упражнения
Участники сидят на стульях в кругу. Водящий выходит на середину круга и говорит фразу: - «Поменяйтесь местами» те, кто... (умеет жарить яичницу)». В конце называется какой-либо признак или умение. Задача тех, кто обладает данным умением или признаком поменяться местами. Задача ведущего - успеть сесть на любое освободившееся место. Тот, кто не успел сесть, становится новым водящим.
Психологический смысл упражнения
Разминка, создание условий для того, чтобы лучше узнать друг друга, понять, как много общего, повысить заинтересованность участников друг другом.
4) Основное упражнение. «Хорошие и плохие поступки»
Описание упражнения
Участников делят на две команды, случайным образом. Каждой команде выдается лист ватмана, фломастеры или маркеры и бумага А4. Задача одной команды - написать как можно больше поступков, которые позволяют человеку уважать себя больше. Соответственно задача другой - написать как можно больше поступков, из-за которых уважение человека к себе теряется. По желанию, каждая команда может подкрепить слова рисунками соответствующих поступков.
Обсуждение
Каждая команда представляет свою тему. Дальше идет общее обсуждение, в конце ведущий суммирует все сказанное. Очень важно обратить внимание на то, что у каждого есть выбор между теми и другими поступками, но каждый раз, выбирая то или другое поведение, мы приобретаем или теряем уважение к себе.
Психологический смысл упражнения
Осознание детьми связи между поступками и самоуважением. Выделение самого понятия самоуважение и обнаружение его связи с взаимоуважением. А это необходимое условие полноценного общения, без которого невозможно развитие сплоченности.
5) Завершающее упражнение. «Спасибо!»
Описание упражнения
Участники встают в кружок, и ведущий предлагает каждому мысленно положить на левую руку все, то с чем он пришел сегодня, свой багаж настроения, мыслей, знаний, опыта, а на правую руку - то, что получил на этом занятии нового. Затем, все одновременно сильно хлопают в ладоши и кричат - ДА! или СПАСИБО!
Психологический смысл упражнения
Завершающий ритуал. Позволяет задуматься над содержанием и результатом прошедшего занятия, а также завершить его красиво на положительной эмоциональной ноте.
Занятие 2. «Прекрасный сад»
1) Разминка. Упражнение «Поздороваемся»
Описание упражнения
Ведущий предлагает всем поздороваться за руку, но особенным образом. Здороваться нужно двумя руками с двумя участниками одновременно, при этом отпустить одну руку можно только, когда найдешь того, кто тоже готов поздороваться, т. е. руки не должны оставаться без дела больше секунды. Задача - поздороваться таким образом со всеми участниками группы. Во время игры не должно быть разговоров.
Психологический смысл упражнения
Разминка. Установление контакта между участниками. Рукопожатие - это символический жест открытости и доброй воли. Немаловажно, что при этом происходит контакт глазами - это способствует возникновению близости и позитивной внутренней установки. То, что действие происходит без слов, повышает концентрацию внимания членов группы и придает действию прелесть новизны.
2) Основное упражнение. «Прекрасный сад»
Описание упражнения
Участники сидят в кругу. Ведущий предлагает спокойно посидеть, можно закрыть глаза, и представить себя цветком. Каким бы ты был? Какие листья, стебель, а может быть шипы? Высокий или низкий? Яркий или не очень? А теперь, после того, как все представили это - нарисуйте свой цветок. Всем раздается бумага, фломастеры, мелки.
Дальше участникам предлагается вырезать свой цветок. Затем все садятся в круг. Ведущий расстилает внутри круга полотно любой ткани, желательно однотонной, раздает каждому участнику по булавке. Ткань объявляется поляной сада, которую нужно засадить цветами. Все участники по очереди выходят и прикрепляют свой цветок.
Обсуждение
Предлагается полюбоваться на «прекрасный сад», запечатлеть эту картинку в памяти, чтобы она поделилась своей положительной энергией. Заметить, что хоть и много цветов, но всем хватило места, каждый занял только свое, то, которое выбрал сам. Увидеть, в окружении каких разных, непохожих на цветов растет твой. Но есть и общее - у кого-то окраска, у кого-то размер или форма листьев. И всем без исключения цветам нужно солнце и внимание.
Психологический смысл упражнения
Сама по себе арт-терапия очень мощный инструмент, который используется для психологической коррекции и служит для изучения чувств, для развития межличностных навыков и отношений, укрепления самооценки и уверенности в себе. В данном случае упражнение позволяет понять и ощутить себя, быть самим собой выразить свободно свои мысли и чувства, а также понять уникальность каждого, увидеть место, которое занимаешь в многообразии этого мира и ощутить себя частью этого прекрасного мира.
Завершающее упражнение. «Спасибо!»
Занятие 3. Развитие коммуникативных способностей. Невербальное общение
1) Разминка. Упражнение «Построимся»
Описание упражнения
Ведущий предлагает поиграть в игру, где основное условие состоит в том, что задание выполняется молча. Разговаривать и переписываться при этом нельзя, можно общаться только с помощью мимики и жестов. «Посмотрим, сможете ли вы понять друг друга без слов?» В первой части упражнения дается задание участникам построиться по росту, во второй части задание усложняется - нужно построиться по дате рождения. Во втором варианте по окончании построения участники поочередно озвучивают свои дни рождения, при этом происходит проверка правильности выполнения упражнения
Психологический смысл упражнения
Разминка. Демонстрация возможности адекватного обмена информацией без использования слов, развитие экспрессии и навыков невербального общения. Необычные условия, в которые попадают участники включает заинтересованность, заставляет находить способы донести точнее свою мысль до другого человека, контактировать друг с другом ради достижения общей цели.
2) Основное упражнение. «Рисунок на спине»
Описание упражнения
Участники делятся произвольно на три команды и строятся в три колонки параллельно. Каждый участник смотрит при этом в спину своего товарища. Упражнение выполняется без слов. Ведущий рисует какую-нибудь простую картинку и прячет ее. Затем эта же картинка рисуется пальцем на спин каждого последнего члена команд. Задание - почувствовать и передать как можно точнее этот рисунок дальше. В конце, стоящие первыми в командах, рисуют, то, что они почувствовали, на листах бумаги и показывают всем. Ведущий достает свою картинку и сравнивает.
Участникам предлагается обсудить в командах ошибки и находки, которые были в процессе упражнения. Сделать выводы, затем, с учетом этих выводов повторить упражнение. При этом первые и последние члены команд меняются местами.
Обсуждение
Обсуждение в общем кругу. Что помогало понимать и передавать ощущения? Что чувствовали первые и последние члены команд в первом и во втором случае? Что мешало выполнять упражнение?
Психологический смысл упражнения
Развитие коммуникативных навыков, ответственности, сплоченности внутри команды. Осознать, насколько важно настроиться на понимание другого человека, а также само желание понять другого. Демонстрация возможности адекватного обмена информацией без использования слов, развитие и навыков невербального общения
Завершающее упражнение. «Спасибо!»
Занятие 4. Командообразование
Вначале занятия проводится тренинг, каждый рассказывает с каким настроением пришел и чего ждет от занятия.
1) Разминка. Упражнение «Найди и коснись»
Описание упражнения
Ведущий предлагает передвигаться по комнате и касаться руками разных предметов и вещей. Например, найдите и коснитесь чего-либо, холодного, шершавого, вещи, длина которой примерно 30 см, того, что весит полкилограмма.
Психологический смысл упражнения
Разогревающее упражнение. Развивает сензитивность к окружающим, но при этом активизирует и наблюдательные и аналитические способности. Участники контактируют между собой, обращая внимание на разные аспекты действительности.
2) Основные упражнения «Кочки»
Описание упражнения
Каждому участнику выдается листок бумаги А4. Все собираются на од

Категория: Социальная психология
Просмотров: 23383 | Загрузок: 0 | Комментарии: 3
Всего комментариев: 3
1 Anatolich  
0
Как я могу скачать работу полностью???

3 kluver2014  
0
Обратитесь к пользователю, загрузившему этот материал, - O-kolesn@yandex.ru

2 Mяmля  
0
smile

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]