Оглавление Глава 1. Педагогическая психология как наука....3 1.1. Предмет и задачи педагогической психологии 3 1.2. Методы исследования 7 1.3. История становления отечественной педагогической психологии 16 Глава 2. Психология образовательной деятельности 26 2.1. Образование и образовательные системы 26 2.2. Теории обучения 29 2.3. Концепция развития и обучения Выготского 34 2.4. Уровни и формы 38 2.5. Стратегии формирования новых знаний и способностей 41 Стратегия формирования психики — стратегия интериоризации 41 Стратегия проблематизации и рефлексии 48 2.6. Процесс и концепции обучения Направления современного обучения 53 2.7. Педагогическое проектирование и педагогические технологии 55 Принципы педагогического проектирования 58 Виды педагогического творчества 59 Технологии обучения 59 Глава 3. Психология учебной деятельности 62 3.1. Структура учебной деятельности 62 3.2. Учебные задачи и учебные действия 70 3.3. Психологические факторы, влияющие на процесс 82 Глава 4. Психология обучающихся (школьника, студента) 93 4.1. Соотношение обучения и развития 93 4.2. Развитие познавательной сферы и интеллекта 98 4.3. Развитие личности 107 Эпигенетическая теория развития личности Э. Эриксона 113 Концепции развития личности по Адлеру и Э. Берну 118 Теория 119 Гуманистический подход развитию личности 122 4.4. Развитие деятельности 124 4.5. Обучаемость и ее критерии 125 4.6. Возрастные и индивидуальные особенности младших школьников 127 4.7. Психологические новообразования в младшем школьном возрасте 140 4.8. Подросток как субъект учебной деятельности 144 4.9. Старшеклассник как субъект учебной деятельности 152 4.10. Студент как субъект учебной 160 4.11. Мотивация и учебные мотивы 167 Методика диагностики степени удовлетворенности основных потребностей 168 Методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса 170 Методика диагностики личности на мотивацию к избеганию неудач Т. Элерса 173 Методика диагностики степени готовности к риску Шуберта 175 4.12. Индивидуальные особенности темперамента, характера обучающихся 177 Типы темперамента и их психологическая характеристика 177 Акцентуации характера 183 4.13. и самооценка школьника 187 4.14. Агрессивность и агрессивное поведение молодежи 194 Научные подходы к объяснению агрессивности преступности 200 Приложение к главе Психодиагностические методики 215 Характерологические особенности личности учащихся Глава 5 5.1. Структура педагогической деятельности .......................... 230 Методологическая структура деятельности 230 Педагогический акт как организационно управленческая деятельность 232 Самосознание педагога и структура педагогической деятельности 235 Профессия педагога и педагогические способности 240 5.3. Направленность личности педагога и типы педагогов ....... 252 5.4. Педагогическая социальная перцепция 255 Глава 6. Педагогическая психология школьного 263 6.1. Философия школьного обучения 263 6.2. Развивающее 265 6.3. Психология обучения в начальной школе 268 6.4. Индивидуальная работа с обучающимися по формированию учебной мотивации 274 6.5. Формирование начальных логических приемов мышления 277 6.6. Психологические умения 294 6.7. Специфические приемы познавательной деятельности 295 6.8. Умение учиться 6.9. Младшие школьники. «Группы риска» 300 Леворукостъ 303 Дети с эмоциональными нарушениями 306 6.10. Психологическая служба в школе 308 Взаимоотношения одноклассников 311 Приложение к главе 6. Психологические методики 318 Социометрическое исследование структуры взаимоотношений в группе 318 Изучение психологического климата коллектива 327 Школьный тест умственного развития (ШТУР) 329 Глава 7. Психология воспитания 349 7.1. Воспитание и его закономерности 349 7.2. Нравственное развитие 358 7.1.1. Общая характеристика превентивного поведения несовершеннолетних 360 7.2.2. Нарушения социализации 372 7.2.3. Группировка характеров и их недостатков 376 7.2.4.педагогической и психологической коррекции «трудных подростков» 383 Глава 8. Психология профессионального образования 399 8.1. задачи, история развития психологии профессионального образования 399 8.2. Профессиональное самоопределение и классификация профессий 406 8.3. Теории профессионального развития выбора профессиональных предпочтений 414 8.3.1. Психодинамическое направление 414 8.3.2. Сценарная теория 418 8.3.3. Теория профессионального развития Д. Съюпера 421 8.3.4. Типологическая теория Дж. Холланда 422 8.3.5. Теория компромисса с реальностью Э. Гинзберга 425 8.4. профориентация и Психологические аспекты профессионального становления личности 8.6. обучение дидактически запущенных в средних специальных учебно-профессиональных заведениях 445 8.7. Производственно-профессиональное обучение: формирование профессиональных умений и 451 Профессиональное обучение и формирование профессионального мышления 456 8.9. Психологические и дидактические основы построения учебных курсов 8.10. особенности усвоения знаний и проблема формирования индивидуальных стилей учебно-познавательной деятельности 472 8.11. Социально-психологические аспекты обучения и Педагогическое общение 488 Приложение к главе 9. Психодиагностические методики 508 Профориентационная работа и выбор профессии 508 Дифференциально-диагностический 508 Классификация профессий и опросник «Выбор профессии» Холланда 510 Тестовые задания по контролю знаний 531 Литература
|