Главная » Файлы » Клиническая психология | [ Добавить материал ] |
Сурдопсихология
09 Апреля 2007, 10:27:47 | |
Нормальный школьник, а тем более дошкольник, обучающийся и воспитывающийся по принуждению или даже из чувства долга, не достигает того успеха, который обеспечивается при возникновении у него интереса к знанию, к труду и к общественной жизни. Еще более серьезно стоит этот вопрос в отношении детей с отклонениями в развитии, в частности, с нарушениями слуха. Наблюдения и исследования психологов и дефектологов (Н.Г.Морозова, 1963; Э.К.Гульянц, 1970; К.М.Рамонова, 1967) свидетельствуют о невозможности обучения и воспитания аномальных детей, о трудности их развития (особенно развития их познавательных возможностей) без пробуждения у них интереса к окружающей жизни и к их собственной деятельности. В долголетних исследованиях Н.Г.Морозова и др. обнаружили на ранних стадиях развития нормальных детей предшествующую интересу и любознательности более элементарную реакцию – ''любопытство'' – внимание ко всему яркому, новому, неожиданному. Используя эту ориентировочную деятельность для развития аномальных детей, вызывая на ее основе сначала любопытство, воспитывается любознательность - еще малодифференцированное, но уже явно познавательное отношение к окружающей жизни. А на этой основе затем уже формируется интерес – более постоянное, проникающее глубже в существо вещей и явлений свойство. Исследователи убеждены в том, что всякий интерес является познавательным и, в то же время, он глубоко эмоционален. Ребенок стремится к деятельности, которая его интересует. Только сплав эмоционального и познавательного отношения ведет к интересу. Развлекательность, занимательность – это еще далеко не интерес. Это лишь привлечение внимания, которое может пригодиться в самый первый момент, когда ребенок (особенно глухой) приходит в детский сад, не проявляя интереса ни к занятиям, ни к другой какой-либо деятельности (в том числе игровой). Исследователи (Н.Г.Морозова и др.) выявили вначале чисто временный ситуативный интерес, зависящий от конкретного материала, преподносимого в занимательной форме (эпизодический или ситуативный интерес). В результате систематической работы в этом направлении переживание обобщается и становится устойчивым эмоционально-познавательным, внутренне мотивированным отношением (устойчивый интерес). И, наконец, с возрастом в соответствующих жизненных и педагогических условиях у ребенка, вернее - у подростка, складывается эмоционально-познавательная личностная направленность (личностный интерес). Задачей исследователей являлось воспитать у аномальных детей, прежде всего любознательности к окружающей жизни, вызвать эпизодический интерес к основным видам деятельности, а затем постепенно перевести детей от эпизодического к более устойчивому интересу, проявляемому в игровой, изобразительной, учебной и элементарной трудовой деятельности. По наблюдениям исследователей (Н.Г.Морозова и др.), а также по наблюдениям сурдопедагогов и воспитателей, которые вели записи о первых проявлениях интереса у глухих детей дошкольного возраста, эти дети, приходя в детский сад, первоначально не проявляют не только интереса, но даже простого любопытства к новой обстановке, которая их окружает. У одних наблюдается сильный аффект, обусловленный отрывом от родных и привычной обстановки; у других большое обилие впечатлений вызывает торможение; третьих же новая и сложная система общения лишает направленности восприятия. Осмысление непривычной обстановки превышает уровень познавательных возможностей таких детей, несмотря на то, что все вокруг новое. Недостаток слуха и речи затрудняет общение. Знаний о предметах у большинства детей почти нет, нет умения обозревать предметы. Дети не включаются в окружающую жизнь, в коллектив, ни о чем не спрашивают, даже почти не пользуются указательным жестом. Под влиянием терпеливого и доброжелательного, положительного эмоционального отношения к детям самого педагога намечаются первые проблески внимания, любопытства, появляются первые признаки любознательности. Возникает интерес к игрушке. На экскурсиях в поле внимания малышей попадают птицы, насекомые. Любопытство постепенно становится деятельным: они раздвигают траву, копают землю и т.д. Затем начинают интересоваться явлениями природы. Появляется интерес к труду взрослых. Постепенно возникает интерес к словесной речи. Он проявляется к слову как таковому: его буквенному составу, форме изображения – дактильной, письменной, печатной. Сравнение качеств окружающих предметов по форме, цвету, материалу рождает живое познавательное отношение. Под влиянием занятий счетом количество предметов вызывает своеобразный интерес – все начинают считать, сравнивать. На более поздних ступенях возникает интерес к причинам природных и общественных явлений. Наконец, у более старших детей возникает интерес к человеку, к строению его тела, к росту зубов, ногтей, волос. С большим вниманием дети начинают относиться к картинкам, новым книгам, незнакомые заводные игрушки пробуждают интерес к их механизму и т.д.. Эпизодический интерес к учебной, игровой, изобразительной деятельности становится все более стойким. Таким образом, глухие и слабослышащие дети приходят в детский сад не подготовленными к познавательной деятельности, не имея не только познавательных интересов, но часто даже простого любопытства. Для того чтобы ''открыть сердце к знанию'', к учению, к овладению деятельностью, необходимо подготовить почву к созданию интереса. Исследователи убедились, что первым шагом, без которого невозможно положительное воздействие, является завоевание воспитателем доверия и расположения ребенка. Это помогает привлечь внимание детей к окружающему, создать положительное отношение к детскому саду, ко всему, что относится к нему. Наряду с этим сразу же на собственном примере учить ребенка видеть и узнавать хотя бы то, что непосредственно, близко окружает его, чтобы это первоначальное знание помогло детям захотеть ближе познакомиться с предметами и явлениями, сопутствующими им. Это достигается исключительным, сочувственным и ласковым отношением педагога (воспитателя) к детям и внимательным, заинтересованным отношением самого педагога к окружающим предметам. Другим условием является правильная организация всего учебного и воспитательного процесса. Красочность пособий, игрушек, занимательность первых занятий выполняют необходимую функцию привлечения внимания. Занимательность на пути к интересу играет свою положительную, хотя и временную, роль. Благодаря такому оформлению первых пособий и занятий пробуждается положительное отношение к знаниям, к обучению, к овладению деятельностью. Однако это только отправной момент; подлинный интерес развивается лишь в процессе активной, особым образом организованной педагогом деятельности ребенка. Дальнейшее обогащение знаниями, умениями, развитие познавательного интереса происходит при положительном отношении к самой деятельности, в ходе специально организованных занятий, экскурсий, прогулок, игры, изобразительной деятельности и ручного труда. Привлечение внимания и развитие интереса у детей начинается с желания узнать, что там (за ширмой, в коробке и т.д.), какой (предмет) и т.п. Занятия, наблюдения, работы, вызывающие познавательный интерес, строятся так, чтобы ребенок проявил собственную активность, догадливость и постарался узнать, найти ответ на возникающий вопрос. На занятиях по изобразительной деятельности дети обследуют предмет так, чтобы у них составилось после активного наблюдения, ощупывания, обведения собственное отчетливое представление о натуре. Это для них шаг к исследовательской поисковой деятельности. Во время прогулки, экскурсии важно обращать внимание детей на окружающие предметы, объекты природы, побуждать детей к вопросам. После этого вместе с ними можно начать наблюдение за заинтересовавшими детей насекомыми, птицей и т.д., сравнивать зверей и птиц и находить сходство и различия между ними (экскурсия в зоопарк). Сравнение – один из эффективных методов воспитания познавательного интереса. Учебные занятия можно начинать с самостоятельных наблюдений за принесенными пособиями и постепенно подводить детей к сравнению разных объектов. Знакомство с окружающим миром лучше всего происходит не путем сообщений, а путем заинтересованного и самостоятельного поиска решения возникающих у детей вопросов. Там, где можно, самостоятельный поиск организуется на реальных предметах, затем на макетах, муляжах. С детьми дошкольного возраста лучше проводить экскурсии в природу; целесообразно собирать экспонаты силами детей, организовать поделки из природного материала. При изучении объектов природы предварительно необходимо выявить чувственный опыт и представления, имеющиеся у самих детей, выяснить их соответствие реальности. Затем надо дополнить эти знания новыми, хорошо организованными н6аблюдениями. Там же, где это невозможно сделать, допускается живописующий рассказ педагога. Чем младше ребенок, тем большее место занимает в воспитании его познавательных интересов игра; чем старше, тем больше его интерес развивается в процессе организованных занятий, экскурсий и т.д., организованных по принципу ''поиска''. Для закрепления познавательной направленности в поисковой и практической деятельности предусматривается последовательное усложнение, учитывающее потенциальные возможности детей. Желательно так организовать деятельность детей, чтобы по мере сил предотвратить неудачу поиска и обеспечить успех. Существенную роль в укреплении интереса играет похвала, поощрение и коллективная оценка достижений каждого воспитанника. Важно также исправить пониженное настроение при неуспехе, если его не удалось предотвратить. Если выделить основные, общие для работы с глухими и слабослышащими детьми дошкольного возраста принципы, то они сводятся к следующим: 1.Длительная подготовительная работа по созданию психологических предпосылок воспитания интереса: а) положительного эмоционального отношения к педагогам, воспитателям и детям; б) расположения ко всей обстановке детского сада и его обитателям; в) организации жизни, режима, соответствующего возрасту и типу аномалии развития ребенка; г) показа на конкретных примерах важности, значимости, осмысленности деятельности, в которую вовлекается ребенок. 2. Обеспечение педагогических условий для положительного отношения к деятельности: а) оборудование и оснащение всего воспитательного процесса, создание опытного участка, приведение групповых и подсобных помещений в соответствие с требованиями данного специального учреждения; б) подготовка предварительных умений, знаний, необходимых для выполнения основных требований педагогов и дальнейшей познавательной работы; в) привлечение родителей к подготовительной работе. 3. Особая организация деятельности, формирующей интерес: а) обобщение опыта детей; б) сопоставление их представлений с новыми наблюдениями; в) столкновение с удивительным, неожиданным, непривычным, пробуждающим вопросы у ребенка и желание разрешить недоумение; г) направление поисков решения вопроса ( с предварительной помощью, а затем, в меру развития ребенка, организация его самостоятельного поиска), организация наблюдений и оказание помощи в выводах из них; д) включение в содержание изобразительной, трудовой, учебной деятельности ситуаций, требующих поиска, новых наблюдений, новых знаний, новых способов действия и новых, более совершенных приемов для успешного решения возникших у детей вопросов и стоящих перед детьми познавательных задач. ЛИТЕРАТУРА: 1. Морозова Н.Г. Формирование познавательных интересов у детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии.//Дефектология | |
Категория: Клиническая психология | | |
Просмотров: 7846 | Загрузок: 54 |
Всего комментариев: 0 | |