Что является источником и двигателем развития? Имелись две противоположные точки зрения: 1. Развитие зависит от наследственности. Сторонники этого подхода полагают, что основная часть информации, необходимая для построения человеческого мозга, психики, сознания латентно содержится в генах. Процесс развития представляется как процесс разворачивания генной информации. 2. Все определяет среда. В отношении наследственности и среды американские ученные делятся так: более консервативные думают, что все определяет наследственность. Более либеральные полагают, что многое определяет среда. Ультралевые полагают (Хомский, родственник Хомской), что язык это универсальная способность, которая врожденна. Он считает, что необходима встреча с каким-то конкретным языком, все структуры готовы и заполняются тем, что ребенок слышит со стороны. В наших теориях формирующего обучения биологическая сторона выносится за скобки. Т.е. считается, что если мы правильно организуем формирование, то можно сформировать все. Ряд исследователей этого направления считают, что чем универсально мы будем давать знания, тем лучше. В некоторых педагогических системах считается, что определяющим является среда. Но, тем не менее, эти две теории оказываются крайними. Т.к. современные исследования показывают, что существует тесное необходимое взаимодействие между биологическим и средовым (социальным). Два предыдущих подхода статические. Противопоставляемый им подход - это подход динамический. Марк Джонсон (книга 1997 года "Нейронаука когнитивного развития"). В это книге он пишет, что биологическая структура возникает заново в каждом индивидуальном развитии из динамического взаимодействия между генами и различными уровнями среды. И эта структура не может быть редуцирована (сведена) просто к генетическому и средовому компоненту. Определение Л.С. Выготского. Развитие – это не простая функция, полностью определяемая Х-единицами наследственности плюс У-единицами среды. Это исторический динамический комплекс, отображающий на каждой данной ступени заключенное в нем прошлое. Итак, искусственный дуализм среды и наследственности уводит нас на новый путь. Развитие есть непрерывный самообуславливаемый процесс, а не марионетка, управляемая дерганием двух ниток. Это положение Выготский считает центральным по значению для практической педологии. Некоторые факты из развития психической организации ребенка. На каждой стадии развития плода или ребенка имеется целостная организация, обеспечивающая выживание ребенка или будущего ребенка. Ребенок рождается с теми зрелыми функциями, от которых зависит выживание организма. Т.е. те части мозга, которые относятся к управлению дыхания, системы кровообращения, питания. Эти структуры зрелые к рождению называются структурами, ожидающими опыта. Как только появляется соответствующая ситуация, они начинают работать. Есть другой тип структур - это структуры, зависящие от опыта. И развитие многих свойств психики зависит от этих структур. Они индивидуально изменчивы в отличие от структур первого типа. Каким образом это можно доказать? Родился 7 месячный ребенок (недоношенный) и ему сейчас 4 месяца, другой ребенок родился в 9 месяцев и ему сейчас 2 месяца. Т.о. у них от зачатия одинаковый срок дней, т.е. они биологически одного возраста от зачатия. И замечено, что зрительная система развита лучше у ребенка, который родился в 7 месяцев. Т.о. опыт имеет значение. Опыты подтверждают процесс кортикализации функций и то, что мозг более пластичен у живого организма раннего возраста. Взаимодействие социального и биологического Пример касается детей, родившихся недоношенными (преждевременно родившихся) с недостаточным весом или перенесшим асфиксию (кислородное голодание во время родов). На острове Кауаи в 1955 году зарегистрировали таких детей. Затем всех детей этого острова в том числе и этих тестировали каждый год. К 10 летнему возрасту было обнаружено, что 34 % из абсолютно всех детей имели отклонение в психическом или в психомоторном развитии. При этом соотношение детей из группы риска при рождении и остальных детей было 1 к 10. Т.е. 10 детей из доношенных имели отклонения, а из недоношенных всего 1 ребенок. Лишь незначительную часть (3%) можно было связать с осложнениями при родах. Т.е. ученые сделали вывод, что отклонение в развитии значительно чаще появляются в связи с плохими условиями жизни, а не с врожденными или родовыми проблемами. Аналогичное исследование было сделано в Лондоне. Здесь исследовали 7 летних детей также родившихся недоношенными. И было выявлено, что те дети, которые жили в хороших условиях, практически все они догнали детей не из группы риска. А в группе детей с плохими условиями жизни отмечен "Явный избыток умственно-отсталых и неразвитых детей", т.е. детей с задержкой развития. Для нас важно одно, что не только проблема рождения вызывает отставание в развитии. Плохие условия жизни включают: • недоедание; • отсутствие медицинской помощи; • плохое обращение с детьми; • невнимание к их физическим нуждам (ребенок плохо одет, неопрятен, никто не заботится о его безопасности); • психологическая запущенность. Такая ситуация приводит гораздо чаще к проблемам развития ребенка, чем ситуация при рождении (недоношенность). Вывод: органические дефекты, которые можно ожидать при асфиксии или при недоношенности ребенка, преодолеваются достаточно легко. И это связано с пластичностью детского мозга. Принцип пластичности на западе называется принципом Кеннарда (1940 год). Он делал опыты с экстерацией (удалением) отдельных участков мозга у взрослых животных и у молодых животных. Аналогичные опыты делал академик, психофизиолог Асратян. Он работал с щенятами и делал эксперименты. Первый эксперимент: перерезка передней, задней или боковой части спинного мозга. Вывод: специализация и локализация у детей еще не достаточная, что у детей большее значение имеют подкорковые структуры, чем корковые. И этот принцип называется принципом пластичности. Кроме этого принципа в западной литературе есть принцип Доббинга (работы 1968, 1974). Он изучал на животных и на людях влияние на развитие различных лекарств, запрещенных для применения беременным, недостаточное питание, влияние радиации. Людей (беременных женщин) он исследовал потому, что часто беременным женщинам назначаются запрещенные лекарственные средства. И т.о. он как-то пытался доказать это влияние и пытался бороться с этим ужасным фактом. Опыты показали, что чем раньше начинает действовать вредоносный фактор, тем больший вред он наносит. При этом при воздействии и медицинских ядов (лекарств) эффект не зависит от того, какое лекарство применяло, а зависит от срока принятия лекарства. Если это ранние сроки, - то это приводит к тому, что плод не выживал, в более поздние сроки это приводило к детям уродам, в еще более поздние сроки это приводило к различным особенностям развития мозга. Вывод: чем раньше воздействие, тем хуже. А если мы вспомним принцип пластичности, то здесь, наоборот. Но правы и те, и другие. Если поражение локальное и органическое, то больше действует принцип пластичности. Уодингктон предложил метафору (1975 год) - он предложил картинку, которая называет эпигенетический ландшафт, который показывает последовательность развития. Всякое развитие есть ограничение возможностей, и если у нас в начале идет патологическое воздействие, то оно вызывает цепочку патологических следствий. Такую цепочку следствий дает профессор Бадалян - у новорожденных имеются первичные позотонические автоматизмы, влияющие на мышечный тонус в зависимости от положения головы. К концу второго - третьего месяца жизни эти автоматизмы должны угасать, уступая новым формам регуляции мышечного тонуса, позволяющим в частности, ребенку удерживать голову. Так, ребенок рождается, не умея держать головку, но делает определенные усилия для этого. Теперь представим, что эти ПТА не угасают, то они препятствуют удержанию головы. Далее возникает патологическая цепочка: невозможность удержать голову нарушает развитие зрительного восприятия и вестибулярного аппарата. Из-за того, что не развивается вестибулярный аппарат, не вырабатывается способность к распределению тонуса мышц, обеспечивающему акт сидения. Проблема с сидением еще больше ограничивает ребенка. Т.о. искажается вся схема психомоторного развития. Тесная связь физического развития ребенка и психического особенно выражена в раннем возрасте. Развитие оказывается чувствительным к внешним воздействиям в критические периоды, когда возможен поворот или в одну или в другую сторону развития (кризисы трех, семи лет и т.п.). В момент перестройки происходит общее снижение действия функции - U-образное развитие. Если прослеживать детей лонгитюдно, то данные одного возраста оказываются в высокой корреляции с данными другого возраста, но это правило действует только для моментов спокойного развития, в критические периоды эти данные не коррелириют. Например, функция памяти у детей развивается, и в частности в 7 летнем возрасте психические функции интеллектуализируются (Давыдов - происходит интеллектуализации функций), и произвольно уже после интеллектуализации функций ребенок может запомнить значительно больше, чем не произвольно. Функциональное обкрадывание - в критический период становления произвольности отчетливо активизирует левополушарные функции, на них идет основная нагрузка, т.к. ребенок все начинает делать произвольно. В связи с этим правое полушарие может получать меньше энергетических ресурсов, оно остается недостаточно активируемым. Непроизвольные функции и непроизвольное запоминание ложится на право полушарие. Как же мы может себе представить развитие? В каждый момент развития у ребенка действуют и закономерности пластичности, и закономерности отрицательно влияния предыдущего на последующее. Результат есть вероятностная игра сил. Психология в терминах драмы. Существует самоорганизация, т.к. в каждый момент организм адаптируется к воздействиям извне. И как произойдет эта адаптация, зависит от воздействия двух противоположно направленных тенденций. Причина следственной связи не работает у ребенка так, как она работает у взрослого. Пример, который рассказывал Архипов: его вызвали в больницу в связи с тем, что там обнаружила следующее: в одной из школ Москвы 10 классик упал и умер. Труп привезли в больницу, опросили его одноклассников (как это произошло, что стало причиной, он споткнулся…и т.п.). При секции было обнаружено, что у этого ребенка практически не было коры, было только тонкая прослойка. Возникает вопрос, каким образом этот ребенок доучился до 10 класса? Ведь роль подкорки очень важна. Но у него сложились функциональные ансамбли так, что сохранившиеся участки мозга взяли на себя функции коры. Вывод: дети группы риска, имеющие органический дефект, получившие в предыдущем развитии отрицательное воздействие, должны быть помещены в оптимальные обогащенные условия с тем, чтобы произошла компенсация функций, и мы надеемся на пластичность детского мозга. Заблуждение: считается, что органические поражения у детей не поддаются коррекции или поддаются коррекции плохо. Это знание на бытовом уровне. Но дело в том, что у взрослых органическое поражение ведет к значительному и относительно устойчивому дефекту. Функциональный дефект (например, мы не выспались, или отек голосовых связок) - это дефект у взрослых незначительный и временный. А у ребенка: если мы имеем органический дефект, ограниченный локализацией, то этот дефект оказывается значительно менее значимым, чем у взрослого, и временным. Но если мы имеем функциональную депривацию, то это приводит к стойкому и органическому и функциональному дефекту. Сочетание функционального и органического дефекта также приводит к дефекту. Т.е. считается, что трудности при родах это очень серьезный дефект, но это миф. Гораздо важнее дальнейший уход за ребенком, внимание к нему. Пример: при травмах головного мозга, например, поражение левого полушария ведет к возникновению афазий. И афазия очень плохо поддается обратному развитию, только под воздействие усиленного обучения мы можем несколько компенсировать детей. У детей такая же травма не ведет к стойкости дефекта. Эти явления быстро поддаются обратному развитию. Разберем случай с ДЦП, который вызывается различными вредоносными воздействиями на мозг в последние недели беременности или во время родов и первой недели жизни. Момент воздействия вредоносного фактора гораздо важнее, чем характер воздействующего вредоносного фактора. После рождения у ребенка обнаруживаются аномальные автоматизмы, которые застревают и в процессе созревания мозга получают новые проявления. В возрасте 6 месяцев происходит снижение тонуса мышц. Затем наблюдается мышечная спастичность (повышение тонуса), которая поражает губы, язык, глотание, мышцы плечевого пояса и рук, позже возникает характерная сутулость, пальцы кисти свернуты в кулак с запертым внутри большим пальцем. В возрасте 4 - 6 лет появляются насильственные движения (ребенок не может попасть туда, куда нужно) и это связано с созревание подкорковых отделов мозга, т.е. существуют этапы включения отдельных структур. К подростковому возрасту симптомы становятся все более схожими у разных больных. Это пример динамической аномалии структуры развития. Такие дети (ДЦП) могут очень много плакать, но это и лучше, чем, если ребенок не реагирует на внешние воздействия, как происходи в домах детей.
|