Главная » Файлы » Клиническая психология [ Добавить материал ]

реферат по клинической психологии виды экспертных задач решаемых клиническими психологами
20 Января 2009, 23:08:47
1. Требованя к подготовленности клинических психологов для
проведения ими экспертиз.

Качественная подготовка клинических психологов-экспертов является наиболее важной составляющей системы психологического обеспечения экспертной деятельности. Любой выпускник высшего учебного заведения, получивший диплом по специальности «Психология», не имеет достаточную профессиональную подготовку для проведения экспертизы. Клинический психолог-эксперт должен соответствовать ряду документально закрепленных требований, т.е. быть профессионально компетентным специалистом. В заключениях экспертиз, которые видела я, обычно указывался стаж работы психолога-эксперта и он был не менее 5 лет. Рассмотрим каковы же критерии оценки профессиональной компетентности психологов-экспертов.Выбор критерия во многом определяется практическими интересами, заключающимися в достижении компетентной, максимально результативной и в то же время приоритетно наиболее значимой для психолога деятельности .Выделяют пять критериев: интеллектуальный, коммуникативный ,мотивационный, личностный, когнитивный.Интеллектуальный критерий включает в себя развитые память, внимание, воображение, абстрактно логическое мышление, формы абстрактного мышления (понятия, суждения, умозаключения), индивидуальные особенности мышления (широта, глубина, последовательность, быстрота, гибкость, самостоятельность, критичность). Одними из важных качеств, которыми должен обладать психолог-эксперт являются коммуникативные качества – общительность, способность человека понять других людей, умение внимательно выслушать и разрешить конфликтную ситуацию высокая наблюдательность, культура речи, владение вербальными и невербальными методами общения, умение установить обратную связь, тактичность и вежливость. Установление и поддержание психологического контакта зависит от самого психолога-эксперта, его профессиональной подготовки, опыта, авторитета и его личных качеств – способность расположить к себе человека, не допустить конфликтов или разногласий во время беседы, умение использовать те или иные черты характера собеседника. Значительные требования предъявляются к письменной речи заключения эксперта-психолога. Сформулированные выводы должны логически вытекать из исследовательской части заключения, быть понятны по содержанию .Мотивационный критерий профессиональной компетентности психолога-эксперта включает в себя: стремление заниматься данной профессией и совершенствоваться в ней; потребность в саморазвитии и познании; склонность к профессиональному самосовершенствованию с использованием всех доступных форм дополнительного обучения, изучением научной и методической литературы по психологическим и смежным дисциплинам, входящих в объем специальных психологических познаний; стремление усвоить собственный опыт и опыт своих коллег; заинтересованность в выполнении работы как можно лучше, ориентация на деловое сотрудничество. Личностный критерий включает в себя нравственные, эмоционально-волевые качества. Эксперт- психолог, сталкиваясь со сложными этическими проблемами в своей работе, должен иметь определенные нравственные качества: служение истинности и справедливости, беспристрастность, объективность, ответственность, гуманизм, не причинение вреда, тактичность, оказание профессиональной помощи своим коллегам, консультирование их при затруднениях в сложных диагностических и экспертных случаях, передача своего опыта начинающим психологам. Помимо нравственных качеств ,психолог-эксперт должен соблюдать ряд этических норм - уважение прав личности, уважение чести и достоинства подэкспертных К эмоционально – волевым качествам относятся: выдержанность, уравновешенность, эмоциональная устойчивость, целеустремленность, решительность, смелость, настойчивость, самообладание, мужество, инициативность, самостоятельность, дисциплинированность, эмпатийность.
Когнитивный критерий профессиональной компетентности психолога-эксперта включает в себя специальные знания, умения и навыки. К специальным знаниям психолога-эксперта относятся: возрастная психология ,, клиническая, социальная психология, психология развития, психология личности, психология эмоций, психология агрессии, психология экстремальных и кризисных состояний, психология индивидуальных различий, психофизиология, психология криминального поведения, психология девиантного поведения, психиатрия детского возраста, нейропсихология, патопсихология, судебная психиатрия, юридическая психология, экспериментальная психология, основы психодиагностики, а также знание психологических аспектов виктимологии, суицидологии, сексологии, наркологии, криминологии, психосоматики , судебная психология уголовное и уголовно-процессуальное право, основы гражданского, административного права, Конституции РФ, и др.Психолог-эксперт должен уметь: владеть основными психодиагностическими методами, направленными на исследование психических функций, процессов и состояний: восприятия, внимания ,памяти, мышления, интеллекта, эмоционально-волевой сферы, темперамента, характера, личности и т.д.

2. Особенности проведения врачебно-трудовой экспертизы. Задачи, решаемые клиническим психологом при ее проведении.

Важнейшим из аспектов врачебно-трудовой экспертизы для клинического психолога является получение объективных данных, для функционального диагноза, составляющего основу экспертного заключения. От последнего, зависит не только характер трудовой деятельности, но во многом и будущий жизненный путь больного, так как правильное определение профессиональных возможностей и трудоустройство являются существенными факторами клинического и социального восстановления. Клинический психолог в своем заключении обращает внимание не только на пораженные, но и на сохраненные функции с точки зрения возможностей компенсации дефекта в той или иной трудовой деятельности. Большое значение также имеет психофизическая оценка характера предстоящей деятельности. Важна оценка выносливости в труде, быстроты и характера утомляемости, лабильности волевого усилия. Особое место занимает изучение социально-бытовых установок , индивидуальных склонностей. В данном случае необходимо принимать во внимание субъективную оценку степени своих возможностей и учет отношений больного к своему заболеванию и отношения больного к известным ему профессиям, его личной социально-трудовой направленности и возможностей ее коррекции.
Ситуация врачебно-трудовой экспертизы в психологическом плане значительно отличается от обычной лечебно-диагностической ситуации «врач-больной», обращают внимание на следующие особенности:
1. Установку индивида, проходящего экспертизу .
2. Установку эксперта.
3. Особенности контакта в процессе экспертизы при вынесении экспертного заключения и даче трудовых рекомендаций .
Установки свидетельствуемого и эксперта имеют выраженный социальный характер. Установки свидетельствуемого могут быть направлены не только на улучшение своего физического состояния, но и на повышение социально-психологического статуса. Учитывая это при выборе мер психотерапевтического воздействия врач-эксперт должен особенно подчеркнуть социально-психологические последствия установления группы инвалидности. На дальнейших этапах социальной реабилитации это может иметь важное значение.
Особую роль здесь, играет психотерапевтический подход и психологический контакт с свидетельствуемым при вынесении экспертного заключения и трудовых рекомендаций. Признание или непризнание свидетельствуемого инвалидом влечет за собой комплекс психологических стрессовых факторов, которые могут привести к состоянию фрустрации, потере перспективы, изменению самооценки и уровня притязаний личности. Перед свидетельствуемым возникает совокупность социально-психологических проблем, что требует от эксперта анализа особенностей личности обследуемого, его ценностей, идеалов, мотивов, медико-биологических и социальных факторов. Только в этом случае объявление экспертного заключения носит действительно психотерапевтический характер и становится важной формой реабилитационного воздействия.
Только очень тщательный анализ ценностных ориентаций, отношений, мотивов поведения, личностных особенностей индивида проходящего экспертизу, позволяет скрыть неосознаваемое , недостаточно осознаваемое или вполне осознаваемое установочное поведение. Психолог должен помочь провести экспертизу так, чтобы, с одной стороны, соблюдались права, гарантированные больным и инвалидам со снижением трудоспособности Законодательством, но вместе с тем, чтобы удовлетворение интересов больного не осуществлялось за счет общества.
Заключение психолога, участвующего в экспертизе трудоспособности, должно содержать данные о нарушенных и сохранных функциях, с точки зрения возможностей компенсации дефекта в той или иной степени в условиях выполнения прежней работы.
При расстройстве психических функций (например памяти, внимания) наиболее значимой на уровне профессиональной деятельности нередко оказывается сохранность личностно-мотивационной сферы испытуемого, облегчающая возможность известной компенсации.
На современном этапе, роль психолога при проведении экспертиз трудоспособности лиц, направляемых для работы в условия эмоциональной напряженности и в экстремальных условиях велика.
Заключение патопсихолога в аспекте интерпретации экспериментальных данных задача довольно сложная. При трудовой, как и других видах экспертиз, у больных может проявляться установочное поведение . В связи с этим при интепритации особое мнение следует уделять не столько продуктивности и непродуктивности больного при выполнении проб , сколько соотношению правильно и ошибочно выполненных задач.
С особой тщательностью обобщают все данные, касающиеся мотивации испытуемых, смыслообразования, оценок и самооценок. Учитывая значимость результатов патопсихологического исследования для дальнейшей судьбы больного, патопсихолог должен быть чрезвычайно осторожен и объективен, подкрепляя все свои выводы надежными экспериментальными фактами.

3. Особенности проведения военно-врачебной экспертизы. Задачи, решаемые клиническим психологом при ее проведении

В современных условиях роль военно-врачебной экспертизы и участия в ее проведении клинического психолога в современных условиях значительно возрастает. Изменение общественного сознания населения, перемена отношений к армии в связи с распространением «неуставных» отношений привели к увеличению числа лиц желающих уклониться от военной службы. В настоящее время сокращены сроки прохождения обязательной службы в армии, однако этот эксперимент еще не принес своих результатов (до настоящего времени в средства массовой информации освещают проблему неуставных отношений). Поэтому необходимо качественное проведение военно-врачебной экспертизы, что практически не возможно без участия клинического психолога.
Задачи, решаемые клиническим психологом при военно-врачебной экспертизе, в основном соответствуют задачам, решаемым при обычной психиатрической диагностике. Результаты психологического исследования используются для установления или, напротив, исключения, прежде всего психических заболеваний, которые несовместимы с военной службой. Часто это дифференци¬альная диагностика между нераспознанными до экспертизы олигофренией и внешне сходными состояниями, обусловленными неблагоприят¬ными прижизненными влияниями: низким культурным уровнем семьи, в ко¬торой воспитывался освидетельствуемый, педагогической запущенностью и др.
Военно-врачебная экспертиза, как правило, производится в условиях пси-хиатрического учреждения, и работа клинического психолога существенно не отличается в этих случаях от той, которая выполняется им обычно в процес¬се психиатрической диагностики. Два обстоятельства придают своеобразие пси¬хологическому исследованию при проведении этого вида экспертизы. Первое- заинтересованность испытуемого в содержании экспертного решения и возможностью установочного поведения с тенденци¬ей к аггравации или диссимуляции. При этом оказывается необходимым выявление структуры, характера и степени действительных нарушений, мас¬кируемых притворным поведением. Второе- сама экспертная си¬туация, как и предшествовавшие ей события жизни, неизбежно вызывают особое эмоциональное состояние, требующее учета при проведении исследо¬вания и интерпретации его результатов. Последнее обстоятельство вызывает необходимость соотнесения обнаруживаемых особенностей психики с харак¬тером содеянного (если оно относится к периоду прохождения военной службы), с особенностями психологической структуры той деятельности (действия), в отношении которой проводится экспертиза.

4. Медико-педагогическая экспертиза. Задачи, решаемые клиническим психологом при ее проведении.

Клинический психолог при проведении медико-педагогической экспертизы решает круг воп¬росов, решаемых им в детских и подростковых учреждениях психиатричес¬кого профиля. Как и при проведении других видов экспертизы, большое значение имеет дифференциальная диагностика. Самой существен¬ной задачей является определение психического развития и его аномалий, степени и структуры различных видов дизонтогенеза. Важность этой работы клинического психолога опреде¬ляется тем, что в зависимости от его заключения определенным образом стро¬ится прогноз обучаемости ребенка, а следовательно, выбор путей общеобра¬зовательного и трудового обучения.
Клинический психолог при проведении медико-педагогической эксперти¬зы рассматривает следующие вопросы: причины неуспеваемости ребенка (от¬ставание психического развития ), олигофрения , астенизация вследствие перенесенных соматических заболеваний, своевременно не¬распознанные процессуальные психические заболевания, педагогическая запу¬щенность и т. д..
Важнейшим является вопрос о степени и структуре психи¬ческого снижения при выявлении дизонтогенеза, ответ на который позволяет указать на потенциальные возможности ребенка, соответствие этих возможно¬стей требованиям массовой школы или целесообразности направления его в са¬наторную, вспомогательную школу, специализированное училище.
В проведении медико-педагогической экспертизы клинический психолог руководствуется рядом критериев, ведущими из которых являются:
1) способность к научению, осмыслению и усвоению новых знаний и навыков, ре¬шению задач и формированию понятий;
2) условия развития ребенка, мик¬росоциальная среда, в которой он воспитывался и особенности его поведения в различных социальных ситуациях;
3) уровень знаний и навыков соответ¬ственно возрастному уровню развития, который должен оцениваться и интер¬претироваться под углом зрения двух первых — качественного и социаль¬но-биографического критериев.
Большое значение приобретает «обучающий эксперимент», основанный на учении Выготского о зонах ближайшего развития.
Для диагностики интеллектуальной недостаточности у детей могут при¬меняться нестандартизированные и стандартизированные методики, в том числе набор интеллектуальных приемов Векслера для детей.
Клиническому психологу принадлежит большая роль в обследовании так называемых трудных детей. Психолог участвует в решении комплекса задач. Прежде всего — это определение причин эмоционально-поведенческих на¬рушений у детей и подростков,педагогическая запущенность, ак¬центуации характера, психопатии, нервно-органические и психи¬ческие заболевания, несвоевременно распознанные.
При проведении медико-педагогической экспертизы психологическое заключение содействует патогенетической и дифференциальной диагностике за-держек умственного развития и эмоционально-поведенческих рас¬стройств ,а также определению направленности лечебно-реабилитационных мероприятий.

5. Анализ судебно –психологической и судебно-психиатрической экспертиз.
Задачи, решаемые клиническим психологом при их проведении.

Задачами экспериментально-психологического исследова¬ния при проведении судебно-психиатрической экспертизы являются диф-ференциальная диагностика, установление степени (глубины) снижения пси¬хики с учетом возможного установочного поведения испытуемого. В после¬днем случае может возникнуть задача дифференциации симуляции и аггра¬вации от псевдодеменции и истинного слабоумия , истинной некритичности от симулятивного и диссимулятивного поведения . Для диагностики установочного поведения предлагались раз¬личные приемы и условия проведения экспериментально-психологического исследования. Целесообразно применять комплекс методик, позволяющих об¬наружить «неравномерность уровня достижений» с использованием парал¬лельных по направленности методик. Блейхер указывает, что желательно пользоваться большим числом методик, располагаемых не по степени нарас¬тания трудности заданий, и рекомендует проводить исследования повторно с интервалом в несколько дней. В судебно-психиатрической экспертизе, особенно в случаях наиболее трудных пограничных состояний, правомерно и необходимо сочетание психопатологического и психологического анализа , учитывающе¬го проявления психологической нормы. Для дифференциального диагноза следует найти границу между нормой, управляемой психологическими за¬конами, и патологией, движимой психопатологическими закономерностями. Это требует знания всей истории формирования личности испытуемого, сис¬темы его жизненных отношений, ценностей, а также преимущественного спо¬соба реагирования в ситуациях нервно-психического напряжения.
При проведении судебно-психиатрической экспертизы психолог не выступает в роли эксперта - экспертом, решающим вопросы судебно-следственных органов здесь является только психиатр. Психолог оказывает эксперту-психиатру консультативную помощь для правильного решения диагностических и экспертных вопросов, относящихся к компетенции судебной психиатрии. Для этого проводится экспериментально-психологическое исследование познавательных процессов и личностных особенностей подэкспертного, по данным которого составляется письменное заключение. Оно может помочь врачу более точно установить медицинский диагноз и ответить на вопросы судебно-следственных органов. Очевидно, что в проведении судебно-психиатрической экспертизы может принимать участие психолог, не обладающий специальными познаниями в судебной психологии, но владеющий знаниями, навыками и умениями в медицинской психологии. Заключение по данным экспериментально-психологического исследования сохраняется в истории болезни, а отдельные ее положения могут быть использованы в заключении судебно-психиатрической экспертизы для обоснования диагноза или решения экспертных вопросов.
При проведении однородной судебно-психологической экспертизы психолог выступает как самостоятельный эксперт. Он проводит экспериментально-психологическое исследование, в котором больший удельный вес обычно имеют методы, направленные на исследование личности, а не познавательных процессов (памяти, мышления, внимания). Кроме того, он обязательно проводит тщательный психологический анализ материалов уголовного дела и медицинской документации. Ответы на вопросы, интересующие суд и следствие, базируются на сопоставительном анализе как экспериментальных данных, так и результатов психологического анализа документов.
Особенностью комплексной психолого-психиатрической экспертизы явля¬ется и то, что психолог-эксперт нередко должен отнести результаты проводимого исследования к прошлому периоду, достаточно отдаленному от времени исследования. В таких случаях психолог предоставляет данные о том, как пси¬хологические особенности испытуемого могли влиять на мотивы, понимание своих действий при совершении правонарушения, на поведение в той конк¬ретной ситуации.
В комплексной психолого-психиатрической экспертизе психолог тесно со-трудничает с психиатром и каждый из них решает в соответствии со своей компетенцией вопросы, ставящиеся судом и следствием. Подобная комплек¬сная экспертиза проводится при освидетельствовании несовершеннолетних, установлении возрастного ценза подростков в случае отставания психического развития от физического (значение этих вопросов возросло в связи с акселе¬рацией); отграничении психологических реакций от психогенных психоти¬ческих, физиологического аффекта от патологического; в геронтологической практике, например, при составлении завещания, когда возникает вопрос о психическом состоянии инвалида и его дееспособности. В случаях комплек¬сной экспертизы психолог, разумеется, имеет равные права и несет те же обязанности, что и другие эксперты.

6. Судебно-психологическая экспертиза несовершеннолетних обвиняе¬мых.
Задачи, решаемые клиническим психологом при ее проведении.

В последнее время ряд авторов отмечают, что для части подростков с асо-циальным и антисоциальным поведением характерны психические аномалии, не достигающие степени выраженной психопатологии. Такими отклонения¬ми занимаются клинические психологи.
Основные проблемы, решаемые в судебно-психологической экспертизе не-совершеннолетних (Васильева, Горьковая):
1) уровень интеллектуального развития (соответствует ли развитие по¬знавательных процессов абсолютной норме, пограничной умственной отста¬лости или олигофрении);
2) уровень развития эмоционально-волевой сферы (чаще всего рассматри¬вается проблема психического инфантилизма с психологической точки зрения и возрасяа достижения уголовной ответственности в юридическом плане);
3) индивидуально-типологические особенности личности, где имеются в виду юридически значимые характерологические свойства (склонность к фан-тазированию, повышенная внушаемость, лидерские тенденции, агрессивность) и чисто социальные качества личности (общесоциальная ориентация, знание социальных норм, границ допустимого и недопустимого, способность при¬менения этих знаний в реальном поведении, устойчивость функционирова¬ния этих норм у данного индивида и их проявление в ситуации общественно опасного деяния);
4) судебно-психологическая экспертиза лиц с сенсорными дефектами — с нарушениями речи, слабовидящих, слабослышащих.
По содержанию этих проблем понятно, что при анализе психической де¬ятельности несовершеннолетних желательно проводить комплексную судебно-психологическую экспертизу, в которой представлены специалисты раз-ного профиля: судебно-медицинский эксперт, психолог и педагог (это мо-жет быть педагогический психолог, детский психолог или подростковый пси¬холог в зависимости от конкретной задачи). Возможно участие судебно-медицинского эксперта-психолога и дефектолога соответствующего профиля. При выявлении в анамнезе подростка психотических эпизодов, тяжелых че-репно-мозговых травм, многократных госпитализаций в психиатрическую больницу следует назначать комплексную психолого-психиатрическую эк¬спертизу.
По форме проведения очная экспертиза может быть стационарной и ам¬булаторной. На амбулаторной экспертизе возможности проведения полного психологического обследования крайне ограничены, реально проводится клинико-психологическое и неполное патопсихологическое обследование.
Этапы судебно-психологической экспертизы после получения постанов¬ления:
1. Первичная клинико-психологическая беседа с подэкспертным.
2. Изучение материалов уголовного дела.
3. Проведение базового патопсихологического обследования подэксперт¬ного.
4. Прицельное тестирование подэкспертного в зависимости от результа¬тов патопсихологического обследования:
-при наличии органической нейродинамики и указаниях на очаговую неврологическую симптоматику может потребоваться полное нейропсихологическое обследование;
-при наличии признаков дефектного интеллекта проводят полное пси-хометрическое интеллектуальное исследование;
-при отсутствии значительного снижения интеллекта используют стан-дартизованные личностные методики, а в отдельных случаях и проективные;
-при выявлении специфических нарушений мышления могут быть до-полнительно применены личностные методики и в дальнейшем подэкспертный подвергается психиатрической экспертизе.
5. Составление заключения эксперта-психолога по собранному мате-риалу. В случае единоличного проведения судебно-психологической экспер¬тизы в заключительной части акта дают ответы на все поставленные вопро¬сы.

Заключение

Исследование, реализованное в рамках данной работы, позволяет сделать следующее заключение.
При проведении врачебно-трудовой экспертизы, клинический психолог должен оценить, насколько человек, переболевший определенной болезнью или не до конца выздоровевший, сохранен в психическом плане, не оставила ли болезнь следов в психике. Психологи ВТЭКа решают, может ли человек вернуться к своей работе, или рекомендует другую - в соответствии с возможностями человека и требованиями деятельности. Клинический психолог в своем заключении обращает внимание не только на пораженные, но и на сохраненные функции с точки зрения возможностей компенсации дефекта в той или иной трудовой деятельности. Большое значение также имеет психофизическая оценка характера предстоящей деятельности.
При проведении военно-медицинской экспертизы, психолог оценивает, уровень психического развития, проверяет отсутствие личностных аномалий призывников (неспособность к дисциплине, психопатичность, чрезмерная возбудимость и т.д.). Психологи оценивают стабильность, уравновешенность личностного склада и отсеивают акцентуированных, психопатичных и возбудимых.
При проведении медико-педагогической эксперти¬зы, клинический психолог рассматривает причины неуспеваемости ребенка (от¬ставание психического развития ), олигофрению, астенизацию вследствие перенесенных соматических заболеваний, своевременно не¬распознанные процессуальные психические заболевания, педагогическая запу¬щенность и т. д..
При проведении судебно-психиатрической экспертизы психолог не выступает в роли эксперта - экспертом, решающим вопросы судебно-следственных органов здесь является только психиатр. Психолог оказывает эксперту-психиатру консультативную помощь для правильного решения диагностических и экспертных вопросов, относящихся к компетенции судебной психиатрии. Для этого он проводит экспериментально-психологическое исследование познавательных процессов и личностных особенностей подэкспертного, по данным которого составляется письменное заключение.
В судебно-психологогической экспертизе, клинический психолог выступает как самостоятельный эксперт. Он проводит экспериментально-психологическое исследование, в котором больший удельный вес обычно имеют методы, направленные на исследование личности, а не познавательных процессов (памяти, мышления, внимания). Кроме того, он обязательно проводит тщательный психологический анализ материалов уголовного дела и медицинской документации.
В комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизе клинический психолог может решать вопросы о уровне психологического возраста человека и соответствии его развития возрасту, о аффективном состоянии, можно ли доверять показаниям свидетелей, оценка состояния суицидента перед актом самоубийства на основании имеющихся фактов (каковы причины, чья вина) .
Нельзя не отметить роль клинического психолога в судебно-психологической экспертизе несовершеннолетних обвиняе¬мых.. Зачастую именно эта экспертиза решает дальнейшую судьбу подростков. Приведу такой пример из моей следственной практики: я расследовала уголовное дело, обвиняемым по которому являлся несовершеннолетний. В процессе расследования возникла проблема с направлением данного уголовного дела в суд, так как адвокат подозреваемого при допросах , акцентировал внимание на возрасте обвиняемого, кроме этого , при изучении личности последнего, выяснилось , что он состоит на учете в психоневрологическом диспансере. Мной была назначена комплексная психолого-психиатрическая экспертиза . В заключении экспертизы было сказано, что развитие подозреваемого соответствует его возрасту, что он не склонен к фантазированию и на момент совершения им преступления мог реально оценивать ситуацию и руководить своими действиями. Это заключение стало основным доказательством, которое помогло мне принять правильное решение по данному уголовному делу и направить его в суд. Из этого примера, следует , что роль клинического психолога при проведении экспертиз велика, ведь если бы он не дал ответы на интересующие меня вопросы, то человек совершивший преступление или не был бы наказан ,или был бы наказан неправомерно. Основываясь на своем дознавательском и следственном опыте, могу заметить, что в связи с изменениями в УК РФ , при расследовании различных категорий преступлений вышеуказанные экспертизы стали назначаться и проводиться чаще чем в предыдущие годы. Их значение для человека, находящегося по уголовным или судебным следствием огромно. Заключение эксперта, во многих случаях определяло дальнейшую судьбу человека попавшего под уголовное преследование.
Резюмируя, можно сказать, что цели и задачи которые я ставила перед собой в начале данной работы выполнены. Виды экспертиз в которых участвует клинический психолог раскрыты , изучена его роль в их проведении, а также доказана актуальность данных видов экспертиз на современном этапе.

Категория: Клиническая психология
Просмотров: 11335 | Загрузок: 48 | Комментарии: 1
Всего комментариев: 1
1 LI  
0
Хороший реферат, остается только подредактировать чуть-чуть

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]