Скачать книгу без рекламы могут только зарегистрированные пользователи Kluver Psycho Скачать книгу с depositfiles.com СОДЕРЖАНИЕ Предисловие РАЗДЕЛ 1 ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ Глава 1 ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ, ЕЕ ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ Исторические предпосылки возникновения понятия "психика" ...........5 Психика и нервная система................................................................. 9 Социальная опосредованность психики человека......................... 11 Предмет и объекты психологии, основные формы психических явлений............................................................................................... 13 Задачи и отрасли психологической науки........................................ 16 Клиническая (медицинская) психология как отрасль психологической науки...................................................................................... 18 Основные методы исследования в психологии.............................. 23 Дополнительные методы исследования в психологии.................. 27 Глава 2 ПСИХИКА И МОЗГ Клеточный уровень организации нервной системы..................... 34 Структурная организация нервной системы.................................. 36 Основные функциональные блоки мозга........................................ 46 Теория системной локализации высших психических функций 48 РАЗДЕЛ 2 ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ И СОСТОЯНИЯ ЛИЧНОСТИ Глава 3 ПЕРЦЕПТИВНЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ Ощущения................................................................................................ 53 Восприятия............................................................................................... 64 Психофизиология органов чувств...................................................... 76 Глава 4 МНЕМИЧЕСКИЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ Представления...................................................................................... 95 Основные мнемические процессы................................................. 98 Типы памяти......................................................................................... 101 Виды памяти......................................................................................... 105 Формирование и развитие памяти.................................................. 108 Теории памяти..................................................................................... 109 Нарушения памяти............................................................................. 113 Методы исследования памяти.......................................................... 117 Глава 5 ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ МЫШЛЕНИЯ, ВООБРАЖЕНИЯ И РЕЧИ Мышление............................................................................................ 121 Нарушения мьшшения...................................................................... 147 Воображение....................................................................................... 157 Речь и ее функции.............................................................................. 164 Нарушения речи................................................................................. 171 Глава 6 ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ Определение и общая характеристика эмоций............................ 179 Основные свойства эмоций.............................................................. 180 Функции эмоций................................................................................. 182 Классификация эмоций..................................................................... 185 Развитие эмоций в филогенезе и онтогенезе................................ 193 Нейрофизиологический субстрат эмоций.................................... 196 Теории эмоций.................................................................................... 197 Индивидуально-психологические особенности проявлений эмоций и чувств.................................................................................. 201 Патология эмоциональной сферы.................................................. 207 "Исследование эмоций и чувств....................................................... 210 Глава 7 ВОЛЯ И ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ Понятие воли......................................................................................... 218 Побудительная и тормозная функции воли................................... 220 Волевая регуляция деятельности человека..................................... 222 Воля и потребности............................................................................. 225 Этапы волевого акта............................................................................ 230 Возрастные особенности волевой регуляции и формирование волевых свойств личности............................................................ 232 Двигательная активность: психологическое строение движений, действий и навыков........................................................................ 234 Рабочие движения и работоспособность человека..................... 242 Патология волевой и произвольной регуляции............................ 244 Исследование воли............................................................................... 254 Глава 8 ВНИМАНИЕ Определение и функции внимания.................................................. 256 Формы и уровни внимания............................................................... 257 Свойства внимания.............................................................................. 258 Развитие внимания у детей................................................................ 260 Нейрофизиологические механизмы внимания............................ 262 Нарушения внимания......................................................................... 264 Методы исследования внимания..................................................... 268 Глава 9 СОЗНАНИЕ Общая характеристика и основные понятия................................. 272 Содержание сознания и уровень бодрствования........................ 276 Формирование сознания в онтогенезе.......................................... 280 Взаимодействие сознания и бессознательного........................... 281 Бодрствование и сон — основные состояния сознания........... 283 Нарушения сознания......................................................................... 292 Проблема измененных состояний сознания................................ 297 Методы исследования сознания...................................................... 300 РАЗДЕЛ 3 ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ Глава 10 ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ ЛИЧНОСТИ Личность, индивид, индивидуальность.......................................... 302 Структура личности............................................................................ 307 Глава 11 НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ Мотивационная сфера личности.................................................... 319 Понятие о направленности личности............................................ 325 "Я"-концепция и мотивация личности.......................................... 330 Изучение "Я"-концепции и мотивации личности...................... 334 Основные теории и модели описания мотивации..................... 338 Глава 12 СПОСОБНОСТИ И ИНТЕЛЛЕКТ Способности и задатки способностей............................................ 343 Умственные способности (интеллект)............................................ 349 Глава 13 ТЕМПЕРАМЕНТ Гуморальные теории темперамента............................................... 360 Конституционные теории темперамента........................................ 361 Тип высшей нервной деятельности и темперамент..................... 365 Диагностика темперамента................................................................ 366 Глава 14 ХАРАКТЕР Определение характера........................................................................ 375 Соотношение социального и биологического в характере......... 376 Структура характера............................................................................. 377 Характер и внешность человека........................................................ 381 Типология характера............................................................................ 384 ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ............................................................ 399 СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛ 4 ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ Глава 15 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ИЗУЧЕНИИ ПСИХОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ 3 Глава 16 ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ Понятие личности с позиций психологии деятельности 9 Общение и формирование личности 12 Психология отношений 13 Теория установки 14 Глава 17 ПСИХОДИНАМИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ПСИХОЛОГИИ Зигмунд Фрейд: психодинамическая теория личности 16 К. Юнг (Jung С): аналитическая психология 32 А. Адлер (Adler А.): индивидуальная психология 36 К. Хорни (Homey К.): теория "базальной тревоги" 38 Г. Салливан (SillivanH.S.): интерперсональная теория 40 Э. Фромм (Fromm E.): теория отчуждения 43 Э. Эриксон (Erikson E.H.): теория идентичности 45 Глава 18 ПОВЕДЕНЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ПСИХОЛОГИИ (БИХЕВИОРИЗМ) 376 Начало бихевиоризма, классический (радикальный) бихевиоризм 50 Необихевиоризм _ 54 Концепция невроза и поведенческая психотерапия 57 Глава 19 ГУМАНИСТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ПСИХОЛОГИИ А. Маслоу (Maslov A.H.): теория самоактуализации 60 Карл Роджерс (С. Rogers): феноменологическая теория личности 65 РАЗДЕЛ 5 ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ И ВОЗРАСТНАЯ КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ Глава20 ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ Предмет и методы возрастной психологии 71 Понятие возраста в психологии 73 Возрастная эволюция мозга и психики 74 Основные теории взросления 76 Отечественные концепции развития психики 80 Глава 21 ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДО ПОСТУПЛЕНИЯ В ШКОЛУ Психическое развитие ребенка от рождения до конца первого года жизни 86 Раннее детство (преддошкольный период) 93 Дошкольный период 99 Глава 22 ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА Психологические особенности детей младшего школьного возраста 105 Основные психологические проблемы периода вхождения в школу 106 Адаптация ребенка к школе 108 Психологические трудности собственно младшего школьного возраста 109 Антидисциплинарное поведение (трудновоспитуемость) 113 377 Схема обследования ребенка при жалобах на трудности адаптации к школе 113 Глава 23 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВОГО И ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА Общая характеристика периода взросления 115 Психологическое развитие подростка и юноши 117 Физическое развитие и взросление 121 Сексуальное развитие и взросление 129 Интеллектуальное развитие и взросление 134 Социальное развитие и взросление 136 Глава 24 ВОЗРА<ЛШ>ШОСОБЕННОСТИПСИХИЧЕСКОЙАКТИВНОСТИ В ЗРЕЛОМ И СТАРЧЕСКОМ ВОЗРАСТЕ Психология периода взрослости 141 Старение и психология старости 144 РАЗДЕЛ 6 ЛИЧНОСТЬ И ОБЩЕСТВО: ПСИХОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ Глава 25 ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ПСИХОЛОГИИ БОЛЬШИХ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП Социальная психология как наука 153 Устойчивые большие социальные группы 156 Стихийные группы 159 Массовые социальные движения 162 Глава 26 ПСИХОЛОГИЯ МАЛОЙ ГРУППЫ Классификация малых групп 167 Структура и феноменология малой группы 171 Этапы и модели развития малой группы 173 Механизмы групповой динамики 177 Лидерство и руководство в малых группах 178 Эффективность деятельности группы 181 Групповая терапия 184 378 Глава 27 ЗАКОНОМЕРНОСТИОБЩЕНИЯИВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЛЮДЕЙ Психологические и общественные отношения 189 Общение и его структура 190 Коммуникативная сторона общения 191 Интерактивная сторона общения 196 Перцептивная сторона общения 200 РАЗДЕЛ 7 ЛИЧНОСТЬ И БОЛЕЗНЬ Глава 28 ПСИХОГЕННЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ Учение о психической травме 204 Фрустрация 207 Мотивационные конфликты 210 Механизмы психологической защиты 213 Психогенные нервно-психические заболевания 214 Глава 29 ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА Определение и вопросы классификации 226 История изучения проблемы психосоматических взаимосвязей 229 Психодинамические концепции и "гипотеза специфичности" психологических факторов в генезе психосоматозов 231 Стресс и "неспецифичность" роли психосоциальных факторов в генезе психосоматозов 235 Психосоматический подход в медицине, психологические аспекты диагностики и терапии психосоматических заболеваний 241 Глава 30 СОМАТИЧЕСКИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ: ВНУТРЕННЯЯ КАРТИНА БОЛЕЗНИ Внутренняя картина здоровья 248 Влияние болезни на психику человека 251 Внутренняя картина болезни 254 Типы реакции на болезнь 256 Амбивалентность отношения больного к болезни 260 379 Переживание болезни во времени 261 Возрастные особенности внутренней картины болезни 261 Глава 31 ПСИХОЛОГИЯ УМИРАНИЯ Поведение и субъективные переживания умирающих 264 Состояние сознания в момент смерти 269 Терминальный больной и качество его жизни 274 Глава 32 СУИЦИДАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ Психологические особенности личности суицидента 282 Диагностика суицидального поведения 284 Постсуицидальное состояние 289 Вопросы психотерапии и психопрофилактики суицидального поведения 290 РАЗДЕЛ 8 ВРАЧ И БОЛЬНОЙ: ПСИХОЛОГИЯ ЛЕЧЕБНОГО ПРОЦЕССА Глава 33 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕАСПЕКТЬШОВСЕДНЕВНОЙ ВРАЧЕБНОЙДЕЯТЕЛЬНОСТИ Врач как личность и вопросы профессиональной пригодности к медицинской деятельности 293 Больной и его образ "идеального врача" 305 Личность больного и эффективность психологического контакта с ним 307 Методики установления психологического контакта 308 Беседа: общая структура 315 Основные формы психологического взаимодействия между врачом и больным 321 Характер заболевания и тип контакта 323 Глава 34 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОТЕРАПИИ Соотношение различных видов психологической помощи 332 Симптоматическая и патогенетическая психотерапия 336 Психодинамическое направление в психотерапии 342 380 Гуманистическое (экзистенциально-гуманистическое, фено¬ менологическое) направление в психотерапии 344 Поведенческое направление в психотерапии 346 Личностно-ориентированная (реконструктивная) психотерапия 349 Глава 35 ПСИХОЛОП1ЧЕСКШАСПЕКТЬШСИХОГИГИЕНЬ1 И ПСИХОПРОФИЛАКТИКИ Основы психогигиены 352 Основные задачи психопрофилактики 362 РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 366 ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ 368
|