Скачать книгу с depositfiles.com. Скачать книгу без рекламы могут только зарегистрированные пользователи сайта. ВВЕДЕНИЕ 3 ЧАСТЬ ПЕРВАЯ ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУЧНАЯ ДИСЦИПЛИНА 13 ГЛАВА I. ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ, ПРЕДМЕТ И ПРОБЛЕМАТИКА ОРГАНИЗАЦИОННОЙ ПСИХОЛОГИИ 13 История возникновения организационной психологии 14 Оформление организационной психологии в самостоятельную научную дисциплину 24 Область и предмет исследования организационной психологии 25 На стыке фундаментального знания и практики 25 Организационная психология как система поведенческих технологий 28 Влияние успехов американских, европейских и японских компаний на развитие организационной психологии 29 Уровни анализа в организационной психологии 30 Ситуационный подход в организационной психологии 31 Ограничения современной научной парадигмы организационной психологии 32 В поисках новой парадигмы 35 Организационная власть как базовый организационно-психологический процесс 36 Организационная власть как психическая реальность 38 Власть как базовая категория организационной психологии 40 Проблема субъекта организационной власти 43 Перспективы развития организационной психологии 44 ГЛАВА II. В ПОИСКАХ ОБЪЯСНЕНИЯ И ПРЕДСКАЗАНИЯ ПОВЕДЕНИЯ 46 Homo examinator 47 Способы познания мира 48 Индукция и дедукция 51 Организационная психология и научный метод 53 Исследование в организационной психологии 55 Этапы научного исследования 56 Методы организационной психологии 59 Планирование и организация эксперимента 72 Схемы планирования исследования 73 Мультивалентные экспериментальные планы 78 Факторные эксперименты 79 Возможности и ограничения организационно-психологических исследований 83 Анализ и обобщение результатов научного исследования 85 Практическое упражнение 87 Отчет комиссии по оценке нового режима работы 88 ЧАСТЬ ВТОРАЯ ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ВЛАСТЬ 90 ГЛАВА III. ПРОБЛЕМА ВЛАСТИ В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ 90 Феномен власти 91 Власть как межличностное взаимодействие 93 Общая классификация оснований власти 95 Основания власти и контроль 100 Дифференцированная классификация оснований власти 100 Взаимосвязь оснований власти 103 Косвенные методы влияния 103 Тактические приемы в использовании власти 104 Ограничения классификации оснований власти 105 Потребность во власти 106 Модель власти в межличностном взаимодействии 113 Власть и свобода 118 Власть и повиновение 119 Анализ деструктивного повиновения в организационно-психологическом контексте 125 Административное повиновение 131 ГЛАВА IV. ВЛАСТЬ КАК СИСТЕМООБРАЗУЮЩАЯ КАТЕГОРИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ ПСИХОЛОГИИ 135 Власть как явление историческое 135 Генезис групповых форм поведения человека 136 Психологический анализ целесообразного поведения земледельческой общины. 138 Власть в земледельческой общине 140 Психологическая устойчивость общинного поведения. 141 Загадка формирования произвольного поведения 144 Психологические предпосылки появления первых организационных форм 146 Генезис новой формы группового поведения. 150 Насильственно-реквизиционная организация как первая организационная форма, созданная человеком 153 Власть и произвольное поведение 155 Насилие и власть 159 Норма труда и норма потребления 162 Концепция медицентрической организационной нормы 163 Предпосылки формирования современной организации. 165 Норма труда и тейлоризм 166 Концепция экселоцентрической организационной нормы 169 Организационная власть и индивидуальность 173 Современная организация как система взаимозависимостей 174 Эволюция организационной власти 180 ГЛАВА V. ЛИДЕРСТВО 184 Феномен лидерства 185 Лидерство и руководство 185 Лидерство и организационная власть 188 Теории лидерства 191 Нормативная модель лидерства Врума-Йеттона-Яго 215 Когда лидерство излишне 221 ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ ВЛАСТЬ И ОРГАНИЗАЦИЯ 222 ГЛАВА VI. ОРГАНИЗАЦИЯ 222 Природа организаций 223 Основные характеристики организации 226 Организация как открытая система 228 Цикл трансформационного изменения 229 Организационные цели 230 Жизненный цикл организации 232 Влияние среды 232 Централизация власти 235 Формализация организационного поведения 236 Организационная структура 237 Охват контролем 245 Классические теории организации 249 Организационная концепция «человеческих отношений» 266 Ситуационные теории организации 274 Роль технологии в организации 279 Организация как социотехническая система 286 Управление организацией как искусство 288 ГЛАВА VII. МОТИВАЦИЯ 291 Что такое мотивация? 291 Мотивы и потребности людей в организациях 294 Взаимосвязи между потребностями и их суммарный эффект 299 Содержательные теории мотивации 299 Процессуальные теории мотивации 307 Программы и методы стимулирования эффективной деятельности работников 326 Управление по целям (management by objectives) 333 Перепроектирование заданий и функций работников 335 Партисипативность 338 ГЛАВА VIII. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА И РАЗВИТИЕ 339 Понятие организационной культуры 339 Структура организационной культуры 343 Содержание организационной культуры 345 Формирование организационной культуры 347 Влияние культуры на организационную эффективность 352 Взаимодействие между культурами 357 Изменение организационной культуры 360 Организационное развитие 364 Типы организационного развития 368 Планирование организационного развития 369 Методы организационного развития 374 Основные этапы разработки и внедрения программы организационного развития 378 ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ ВЛАСТЬ И ГРУППА 388 ГЛАВА IX. ОСНОВЫ ГРУППОВОГО ПОВЕДЕНИЯ 388 Индивид в группе: возросшая мощь или потеря эффективности? 388 Феномен Рингельманна 391 Группа и научный менеджмент 394 Хоуторнские эксперименты 400 Природа групп в организации 404 Почему люди образуют группы или вступают в них? 405 Классификация групп в организации 407 Стадии развития группы 409 Групповое давление и конформность 413 Групповая сплоченность и совместимость 414 Структура группы 416 Статус 416 Роли 421 Ролевая идентификация 422 Групповые (ролевые) ожидания 422 Ролевой конфликт 423 Эксперимент Зимбардо 424 Групповые нормы 426 Групповые санкции 427 Нормы в организации 428 Формирование групповых норм 429 Ситуационные переменные, влияющие на групповое поведение 430 ГЛАВА X. ОБЩЕНИЕ (КОММУНИКАЦИЯ) В ОРГАНИЗАЦИИ 434 Общение в организации 434 Коммуникативная функция общения 436 Регулятивная функция общения 445 Перцептивная функция общения 448 Особенности межличностного восприятия 451 Общение и понимание 455 Система организационного общения 458 Типы коммуникационных сетей 461 Неформальное общение в организации 465 Общение и стиль управления 467 Пути повышения эффективности общения в организации 468 ЧАСТЬ ПЯТАЯ ВЛАСТЬ И ИНДИВИД 470 ГЛАВА XI. ИНДИВИД И ОРГАНИЗАЦИЯ 470 Менеджмент и индивид 470 Индивидуальные различия 471 Индивидуальный стиль деятельности 477 Способности и их соответствие требованиям организации 479 Индивидуальные характеристики, влияющие на организационное поведение индивида 482 Личность и организация 490 Теории личности 491 Личностные характеристики, влияющие на организационное поведение индивида 497 Проблема нормы и патологии в организационном поведении. 502 Потребность в дальнейших исследованиях 504 ГЛАВА ХII. ЦЕННОСТИ РАБОТНИКОВ ОРГАНИЗАЦИИ 506 Ценности 506 Ценности и организационное поведение 509 Источники ценностных представлений 511 Виды ценностей 512 Ценностные и технические аспекты организационной деятельности 515 Динамика ценностных ориентации 515 Формирование ценностных ориентации 517 Ценности менеджера и организации 520 Ценности общества и стратегия организации 521 Аттитюды 523 Консистентность и неоднородность аттитюдов 525 Взаимосвязь между аттитюдами и поведением. 526 Удовлетворенность трудом 528 ГЛАВА XIII. ОТБОР ПЕРСОНАЛА 532 Цели и задачи профессионального отбора 532 Оценка деятельности 533 Анализ биографических данных 537 Файл биографической информации (ФБИ) 538 Оценочное интервью 539 Рекомендательные письма и телефонный запрос сведений об аппликанте 543 Оценки сослуживцев и руководителей 544 Тестирование 546 Типы тестов, используемых в профотборе 550 Достоинства и недостатки тестирования в организациях 555 Центр оценки кадров (assessment center) 556 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 561 THE ENGLISH SUMMARY OF THE BOOK 563
|