Главная » Файлы » Возрастная психология [ Добавить материал ]

Раннее детство.
11 Апреля 2007, 11:24:46
Под онтогенезом обычно подразумевается весь комплекс последовательных преобразований организма, начиная от стадии оплодотворенной яйцеклетки и до окончания жизненного цикла.
В процессе историко-эволюционного формирования человека менялся и его онтогенез. Основные изменения индивидуального развития: удлинение утробного периода, возрастание продолжительности детства, отсрочка времени полового созревания, выделение особого периода, переходного от половой зрелости к пожилому возрасту (климакса), увеличение общей длительности жизни.
Процесс роста и развития организма характеризуется следующими закономерностями:
1. Дифференциация и интеграция частей и функций, автономизация развития, возрастающая в ходе филоонтогенеза человека.
2. Диалектическое единство непрерывного и прерывистого, постепенность и цикличность. На кривой роста человека можно выделить три основных цикла в постнатальном развитии:
a. От рождения до 10-13 лет при постоянном снижении скорости;
b. Пубертатный спурт;
c. Падение скорости ниже уровня допубертатного периода и прекращение роста.
3. Гетерохрония (разновременность) в созревании разных систем организма (или тканей) и разных признаков в пределах одной системы; согласно концепции системогенеза (П.К.Анохин): опережающими темпами созревают жизненно важные функции, обеспечивающие первоочередное формирование комплексных адаптивных реакций, специфических для каждого конкретного этапа взаимоотношений организма с внешней средой.
4. Значительное индивидуальное разнообразие возрастной динамики в пределах выделенных этапов онтогенеза, в определенной мере зависящее от уникальности наследственной программы.
Древнейшие периодизации принадлежат греческому философу Пифагору (VI в. до н.э.) и знаменитому греческому врачу Гиппократу (V – IV вв. до н.э.). первый выделял четыре периода человеческой жизни: весну (до 20 лет), лето (20-40 лет), осень (40-60 лет) и зиму (60-80 лет), которые соответствовали становлению, молодости, расцвету сил и угасанию. Гиппократ подразделил весь постнатальный онтогенез на десять семилетних циклов. А.В. Нагорный выделил всего лишь три основных периода: рост, зрелость и старость.
В отечественных медико-биологических исследованиях наиболее часто используется схема возрастной периодизации, принятая на VII Всесоюзной конференции по возрастной морфологии, физиологии и биохимии (Москва, 1965г.):
ПЕРИОДЫ
Новорожденность
Грудной возраст
Раннее детство
Первое детство
Второе детство
Подростковый возраст
Юношеский возраст
Зрелый возраст I
Зрелый возраст II
Пожилой возраст
Старческий возраст
Долгожители
ГРАНИЦЫ
1-10 дней
10 дней – 1 год
1 – 3 года
4 – 7 лет
8 – 12 лет (мальчики)
8 – 11 лет (девочки)
13 – 16 лет (мальчики)
12 – 15 лет (девочки)
17 – 21 год (юноши)
16 – 20 лет (девушки)
22 – 35 лет (мужчины)
21 – 35 лет (женщины)
36 – 60 лет (мужчины)
36 – 55 лет (женщины)
61 – 74 года (мужчины)
56 – 74 года (женщины)
75 – 90 лет
90 лет и старше
Рост означает увеличение размеров развивающегося организма, прежде всего его активных частей; он не бывает строго пропорциональным и связан с формообразованием. Процесс роста и формообразования наиболее интенсивен в утробном периоде.
Сразу же после рождения интенсивность ростового процесса резко возрастает: к 4 – 5 месяцам у современных детей уже достигается удвоение массы тела при рождении. В период от 0 до 5 лет годовая прибавка в целом снижается в 3 – 4 раза. От 1 года до 7 лет вторичные половые признаки мало выражены, преобладает «тип маленького ребенка» с относительно крупной головой и туловищем, сравнительно короткими конечностями, слабой мускулатурой, не способной к сильным и длительным сокращениям, хорошо развитым подкожным жироотложением, отсутствием отчетливого подразделения туловища на грудной и брюшной отделы, ещё не сформировавшимися окончательно изгибами позвоночника, большой подвижностью суставов, слабо развитым челюстным аппаратом, округлым лицом и т.д. Этот период нередко обозначают как «нейтральное детство», однако уже довольно рано проявляются черты полового диморфизма в пропорциях конечностей, а к концу периода намечаются половые различия в развитии жироотложения (выше у девочек) и начинается изменение формы тела.
На втором году жизни ребенок подрастает в средне на 10 – 12 см. Нормативы физического развития детей в раннем детстве составляются дифференцировано для различных территорий нашей страны. Для Москвы, например, они таковы.

Эти точные, до сотых долей сантиметра и тысячных долей килограмма данные вместе с показателем ( ), позволяющим определить верхнюю и нижнюю границы нормы, приводятся для того, чтобы проиллюстрировать ещё две особенности росто-весовых показателей. Они свидетельствуют, во-первых, об отсутствии достоверных различий в весе, росте, окружности грудной клетки между мальчиками и девочками; во-вторых, о том, что дети из одной группы (этнической, территориальной и т.п.) могут значительно отличаться друг от друга по показателям физического развития. Среди них могут быть и высокие, и низкорослые дети. Нормальный рост трехлетних мальчиков колеблется в пределах от 99,4 см до 92,04 см.
Приведенные показатели следует рассматривать во взаимосвязи. Так, определенному росту должна соответствовать определенная масса тела. Если же при росте 92 см трехлетняя девочка весит 16 кг, то, хотя это и не выходит за пределы нормы, можно сказать, что вес её избыточен по отношению к росту и следует подумать о коррекции питания и режима двигательной активности.
Рост определенным образом обуславливает возможности ребенка в основных видах движений (прыжках, беге). Высокие дети, например, за счет длинных ног и широкого шага могут бегать быстрее, чем их низкорослые сверстники. Однако, невысокие дети, как правило, бегают в более высоком темпе, что компенсирует их мелкий шаг и ставит обе группы в примерно одинаковые условия.
У трехлетнего ребенка объем мозгового черепа составляет уже 80 % от объема мозгового черепа взрослого. Так называемая зубная зрелость – один из показателей биологического возраста. Число прорезавшихся у ребенка молочных зубов сопоставляют со средними цифрами, характерными для группы (этнической, территориальной и т.п.), к которой ребенок относится. Обычно учитывают количество прорезавшихся зубов и сроки их появления (отдельно для верхней и нижней челюстей). Зуб считают прорезавшимся, если хоть небольшая часть коронки показалась над десной. В период раннего детства прорезываются первые коренные зубы (в 12 – 15 месяцев), клыки (в 16 – 20 месяцев) и вторые коренные зубы (в 20 – 24 месяца). Могут быть значительные отступления в обе стороны от приведенных сроков. Обычно же к двум годам дети имеют все 20 молочных зубов.
Своевременность наступления этих изменений, как впрочем, развитие всего костно-мышечного аппарата, да и организма в целом, во многом зависит от питания. Ребенок в три года затрачивает в среднем 1000 – 1800 калорий. В его рацион должны входить белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины и вода. Для формирования костей скелета и зубов особенно необходимы кальций и фосфор. За сутки малыш должен получить с молочными, рыбными и другими блюдами 1 г кальция, 1,5 – 2 г фосфора и 15 – 20 мг железа.
До полутора лет весь позвоночник ребенка растет равномерно. Затем несколько замедляется рост шейных и верхнегрудных позвонков. Гибкость и подвижность позвоночника обеспечиваются наличием значительного процента хрящевой ткани. Физиологические изгибы позвоночника ребенка третьего года жизни неустойчивы, кости и суставы легко подвергаются деформации под влиянием неблагоприятных воздействий. Суставы пальцев могут деформироваться (например, если малыш часто лепит из слишком жесткого пластилина). Отрицательно влияет на развитие опорно-двигательного аппарата излишний вес тела. Неправильные позы (сведение плеч, опускание одного плеча, постоянно опущенная голова) могут стать привычными, т.е. нарушается осанка. А это, в свою очередь, отрицательно сказывается на функции кровообращения и дыхания.
Поэтому физические упражнения для детей трех лет подбирают так, чтобы нагрузка распределялась на все части тела равномерно. При проведении упражнений общеразвивающего характера используют различные исходные положения – стоя, сидя, лежа на спине, животе и т.д.
Утомляет ребенка и отрицательно влияет на развитие опорно-двигательного аппарата длительное пребывание в статической позе.
В раннем детстве диаметр мышц увеличивается в 2 – 2,5 раза, происходит дифференциация мышечных волокон. У ребенка мускулатура по отношению к массе тела меньше, чем у взрослого; мышечный тонус недостаточен, мышечная сила относительно невелика.
В раннем детстве происходит совершенствование строения и деятельности центральной нервной системы. К трем годам у ребенка бывает обычно достаточно развита способность к анализу и синтезу воздействий окружающей среды. Процессы возбуждения и торможения в коре головного мозга легко иррадиируют . Внешне это выражается в лишних движениях, суетливости, дети много говорят или, наоборот, замолкают. Состояние оптимальной возбудимости часто нарушается в сторону повышения. Все это приводит к быстрой утомляемости детей. У ребенка трех лет взаимодействие сигнальных систем ещё несовершенно. Поэтому важно правильно сочетать непосредственные и словесные воздействия на детей.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ.
Дети второго-третьего года жизни могут вступать в контакты не только с близкими или знакомыми, но и с новыми для них людьми, как взрослыми, так и детьми.
Эмоции детей первых лет жизни характеризуются неустойчивостью. Эмоциональное состояние является показателем испытываемого ребенком комфорта или дискомфорта.
Маленькие дети эмоционально заражаемы. Плачущий ребенок может вызвать плач и у остальных. Малыши очень чутко реагируют и на состояние окружающих взрослых. Раздражение, дурное расположение духа как бы передается детям.
Важным условием поддержания положительного эмоционального состояния у детей является их занятость. Однообразная деятельность, как и бездеятельность, утомляют ребенка и могут явиться причиной плача. Разумная занятость ребенка – одно из важных условий создания у него радостного, бодрого настроения.
Причиной огорчений для малыша может стать несвоевременное удовлетворение его органических потребностей. Чем младше ребенок, тем больше влияют на его поведение потребности в пище, питье и др. однако уже на втором-третьем году ребенок, заинтересованный сказочной инсценировкой, может не почувствовать, например, наступившего голода.
Потребности в общении, в познании окружающего, самостоятельной деятельности с возрастом также расширяются. Если эти потребности не удовлетворяются, возникают отрицательные эмоциональные состояния. Малыш может плакать из-за того, что у него забрали интересующую его игрушку, резко прервали игру, оставили одного, без внимания взрослого.
Отрицательное эмоциональное состояние выражается у детей не только плачем, но и рядом беспорядочных движений рук и ног. Он не хочет ни на кого смотреть, не может вслушаться в обращение взрослого, не реагирует на уговоры. Однако и маленького ребенка легко успокоить. Достаточно бывает заинтересовать его игрушкой, рассказом, чтобы он забыл свое горе, успокоился и даже начал смеяться. Чем моложе ребенок, тем легче он переключается с одних переживаний на другие.
Дети первых лет жизни быстро утомляются. Утомление ведет к различным изменениям в их поведении: нарушаются сформированные умения, появляются признаки негативного, отрицательного отношения к взрослым, агрессивного отношения к сверстникам, проявляются отрицательные привычки (сосание пальца, раскачивание и т.п.). у ребенка пропадает аппетит, нарушается сон, - он может заснуть за столом, но не заснуть в положенное время.
Маленькому ребенку сложно воздерживаться от желаемого, трудно прекратить начатое действие, так как поведение его чаще носит импульсивный характер, а тормозные реакции вырабатываются длительнее и медленнее. Категорическое требование «сейчас же перестать» трудновыполнимо для ребенка и может вызвать слезы, отказ подчиняться.
Ребенок, окруженный доброжелательным вниманием, лаской, становится более общительным. В атмосфере раздражительности, когда ребенок видит сердитые лица взрослых, слышит раздраженные голоса, он замыкается в себе, становится озлобленным и неуравновешенным в поведении, не проявляет интереса к окружающему, начинает отставать в психическом развитии.
Дети первых лет жизни проявляют интерес ко всему, что их окружает. Им хочется рассмотреть заинтересовавший их предмет, пощупать его, попробовать его на вкус.
Для маленького ребенка каждая новая ситуация – событие необычайной важности.
В возрасте двух-трех лет ребенок уже имеет свой собственный индивидуальный опыт поведения, общения с окружающими, свои потребности и желания, привычки, умения и навыки.
Одни дети подвижны, отдают предпочтение шумным играм, любят побегать, порезвиться; другие – медлительны, предпочитают спокойные игры; третьи – боязливы, сторонятся сверстников. Некоторые дети в два-три года могут самостоятельно одеваться, аккуратно поесть, а другие и к трем годам не умеют одеваться, ожидают, чтобы их покормили.
Именно условия жизни и воспитание определяют развитие ребенка и являются его движущими силами.
На поведение и развитие маленького ребенка накладывает отпечаток и состояние его здоровья. Ослабленный, болезненный ребенок может быть капризным, раздражительным или, напротив, вялым, быстро утомляемым. Он может отстать в физическом развитии, иметь меньшие показатели по весу, по росту и по развитию движений.
На поведение детей накладывают отпечаток и особенности нервной системы, её тип, сила, подвижность, уравновешенность или неуравновешенность нервных процессов возбуждения и торможения. Дети, у которых процессы возбуждения и торможения уравновешены, отличаются спокойным поведением, бодрым настроением, общительностью.
Дети, отличающиеся легкой возбудимостью, бурно выражают свое отношение к окружающему, быстро переходят от одного состояния к другому.
В противоположность легковозбудимым есть и такие дети, которые отличаются спокойным, несколько медлительным, даже инертным поведением. Они очень неактивно выражают свои чувства. Медлительные дети часто отстают от своих сверстников в развитии движений, в освоении окружающего, в овладении умениями и навыками.
Дети со слабым типом нервной системы очень болезненно переносят любые перемены в условиях жизни. Их эмоциональное состояние нарушается при малейших неприятностях, хотя бурно своих чувств они и не выражают. Все новое пугает их и дается с большим трудом. Они не уверены в движениях и действиях с предметами, медленнее, чем другие дети этого же возраста, приобретают необходимые навыки.
Не всегда тип нервной системы проявляется отчетливо. Один и тот же малыш в разных ситуациях может повести себя по-разному. Различия в быстроте формирования навыков и привычек в значительной мере зависят от типа высшей
нервной деятельности. Так, у уравновешенных и легковозбудимых детей привычки образуются быстрее и легче, чем у детей медлительных. Одному ребенку для освоения какого-то нового действия в новых условиях требуется один-два дня, другому – неделя. Одному достаточно однократного показа действия, другому необходимо многократное повторение. Образование привычек затрудняется при отрицательном эмоциональном состоянии.
Восприятие детей и как деятельность, и как психический процесс развивается рано. Дети без труда усваивают материал, содержащийся в рассказе. Они способны различить тембр звучания двух-трех музыкальных инструментов в пьесах, несложный ритм, узнать знакомые песни.
Совершеннее становится восприятие картин, иллюстраций. Ребенок воспринимает содержание картины, где персонажи объединены одним или двумя-тремя однородными действиями.
Зрительное и другие виды восприятия сопровождаются у ребенка пояснениями, оценочными суждениями. Опираясь на сравнительно развитые зрительное и слуховое восприятие детей, становится возможным более системно работать над звуковой культурой речи.
Трехлетний малыш неплохо различает основные цвета, но хуже промежуточные. Наблюдается значительное расхождение между умением различать предметы по цвету, знанием названий цветов и использованием соответствующих слов в речи.
Умение обследовать предмет ещё несовершенно. Так, дети могут рассматривать предмет в течение 20 секунд, но при этом не всегда фиксируют наиболее информативные точки фигуры. Часто их привлекает не только объект, но и фон, на котором он расположен. Движения рук больше трогающие, чем щупающие, без выделения контура фигуры.
Из всего многообразия личностных контактов детей в раннем детстве привлекает возможность обратиться к взрослому по поводу радостных переживаний, за одобрением, с целью сообщить что-то о себе, о своей жизни, задать взрослому вопросы о нем самом. В трехлетнем возрасте у детей имеются предпосылки для контактов друг с другом.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Хрестоматия по антропологии. Редакторы – составители В.Ю.Бахолдина, М.А.Дерягина. М.:Российское психологическое общество, 1997.
2. Хрисанфова Е.Н, Перевозчиков И.В. Антропология: Учебник. - Изд-во МГУ, 1991.
3. Хрестоматия по возрастной психологии. Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер и М.В.Фаликман. – М.:ЧеРо, 2002.

Категория: Возрастная психология | Добавил: Kluver
Просмотров: 8476 | Загрузок: 56
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]