СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ ................................................... 5 Глава 1 ЗАРОЖДЕНИЕ ПСИХОЛОГИИ В НЕДРАХ ФИЛОСОФИИ И ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ Феофраст— знаменитый античный ученый, психолог, ботаник и… фельетонист . 10 Какой у вас темперамент? ........................................ 13 Стресс и темперамент. Как извлечь пользу из собственных слабостей?........ 15 Какой темперамент у вашего ребенка? ............................... 17 Кто придумал девиз «Познай самого себя»? ........................... 18 Платон— психолог или литератор? ................................. 23 Кто из философов с трудом понимал «Метафизику» Аристотеля? ........... 29 Леонардо да Винчи— художник и психолог ........................... 36 Может ли философ зарабатывать на жизнь шлифовкой стекол, считать себя «мусорщиком» и лечить все болезни подряд дегтярной водой? ........... 43 Кто придумал формулу самоуважения? ............................... 48 Что общего у фантастики и психологии? .............................. 55 Глава 2 ИСТОРИЯ ПАРАПСИХОЛОГИИ. ЗАРОЖДЕНИЕ ПСИХОТЕРАПИИ Почему мы верим в мистику? ...................................... 58 Первобытная психотерапия ....................................... 60 Существует ли «волшебная» сила слова? ............................. 61 Чем знахарь отличается от колдуна? ................................. 63 Фокусы древних и современных жрецов. Что такое внушаемость? ........... 65 Почему Людовик XIV пытался запретить гипноз? ....................... 69 Что такое спиритизм с точки зрения психологии ........................ 73 Как «поговорить» со своим подсознательным .......................... 76 Правда о графологии ............................................ 78 Психология русских народных гаданий ............................... 79 Правда о телепатии ............................................. 81 Кожное зрение Розы Кулешовой ................................... 85 «Кожное зрение» существует! ..................................... 87 Что общего между психикой человека и полтергейстом? .................. 89 Глава 3 ОЧЕРК ИСТОРИИ ПСИХОЛОГИИ АССОЦИАЦИЙ Что такое ассоциативная психология? ............................... 95 Страсти вокруг ассоциаций. Ученики Мюллера и клятва, подписанная кровью .. 97 Вундт: психология— наука о непосредственном опыте ................... 99 Существует ли слово— без смысла и значения? Ассоциативные эксперименты Эббингауза ........................ 103 Виды ассоциаций по Бехтереву ................................... 105 Секреты ассоциативного эксперимента ............................. 109 Хорошо ли иметь бесконечную память и слишком беглые ассоциации?....... 112 Как связан юмор и наши ассоциации?............................... 116 Воображение и творчество: тайна за семью печатями или совокупность ассоциаций? .............. 122 Глава 4 КРИЗИСЫ В ПСИХОЛОГИИ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ИСТОРИИ Что такое «кризис» в психологии? Бихевиоризм— психология без души или без сознания? .............. 126 Гештальтпсихология— психология, в которой есть место душе и сознанию ... 132 Чем отличается «инсайт» у животных и человека? ..................... 136 Как думал Галилей? Открытие закона инерции с точки зрения гештальтпсихологии .......... 139 Что творится в голове великого математика? Анри Пуанкаре исследует собственные «инсайты» .................. 141 Гештальтпсихология и эмоции .................................... 146 «Молитва гештальтиста» и гештальт-упражнения на развитие творческих способностей ............................ 149 Французская социологическая школа ............................... 153 Психология образа действия Пьера Жане ............................ 159 Человеческая жизнь— это существование?.......................... 164 Что такое «самоактуализация»?................................... 169 Логотерапия Виктора Франкла и индирективная психотерапия Карла Роджерса .................... 173 Глава 5 ИСТОРИЯ КЛАССИЧЕСКОГО ПСИХОАНАЛИЗА. ЗИГМУНД ФРЕЙД: ЛИЧНОСТЬ, ТВОРЧЕСТВО, СРЕДА Почему психоанализ открыл именно Зигмунд Фрейд? ................... 180 «Психоаналитическая революция» Фрейда ........................... 183 «Бессознательное» открыл не Фрейд? .............................. 184 История Анны О. и лекции Шарко ................................. 185 Моряк боится моря, Фрейд— сексуальности ......................... 188 Ошибки, которые сделали Фрейда знаменитым ........................ 190 Чем был вызван необыкновенный успех «Лекций по введению в психоанализ»? ........................... 194 Судьба человека в книгах Фрейда .................................. 196 Личность человека в психоанализе ................................. 198 Толкование сновидений ......................................... 199 Сновидения — «остатки дня» .................................... 202 Детские сновидения. Цензура и символика сновидений .................. 205 Психоанализ как философское течение ............................. 209 Глава 6 СОВРЕМЕННЫЙ ПСИХОАНАЛИЗ ОТ АДЛЕРА ДО ЮНГА Об экстравертах, интровертах и амбавертах .......................... 215 Как Юнг пришел к психиатрии и психологии? ......................... 217 Как создавалась «аналитическая» («индивидуальная») психология Юнга? .... 220 Разрыв с Фрейдом и творческий кризис Юнга ......................... 222 Трансакционный анализ Эрика Берна ............................... 224 «Что этот мир— игра? Кто автор— аноним» ........................ 227 «Индивидуальная психология» Адлера .............................. 230 Шизоидный человек в шизоидном мире ............................. 234 Судьба и творчество по Ролло Мэю ................................ 237 Карен Хорни: от коплекса неполноценности к неполноценному обществу ..... 241 Самоанализ Карен Хорни ....................................... 246 Анна Фрейд. Психоаналитическое лечение детей ....................... 248 Обзор ключевых книг по психоанализу .............................. 252 Глава 7 ПСИХОЛОГИЯ МЫШЛЕНИЯ Первобытное мышление ........................................ 257 Что такое практическое мышление ................................. 261 Что такое визуальное мышление .................................. 265 Как мы мыслим: словами или… мыслями? Что такое слово? ............... 268 Этапы творческого мышления. Как развивать «творческость»? ............ 274 Чем отличается творческое или критическое мышление ................. 276 Стратегия Уолта Диснея: реалист, мечтатель и критик ................... 279 Типы ученых: циклотимики и шизотимики. Что такое «научная революция» с точки зрения психолога ............. 281 Будущее психологии мышления: «таблетки памяти» и «порошок гениальности».................................... 285 Почему обезьяны до сих пор не заговорили? .......................... 287 Можно ли научить робота различать буквы и чувствовать? ............... 289 Можно ли стать гением в результате… внушения? ...................... 291 Шахматная машина — гроссмейстер? .............................. 293 Глава 8 ИСТОРИЯ «ПСИХОЛОГИЗМА» В ЛИТЕРАТУРЕ Что такое творческое воображение ................................ 297 Художественный образ с точки зрения психологии ...................... 300 Формы поведения персонажа и психологические тесты .................. 302 Психологический портрет ....................................... 306 Психологическое значение деталей. Одежда— внешнее выражение отношения к себе и к миру ............ 308 Психологическое значение одежды и вещей влитературном произведении .... 311 Психологическое и литературное время ............................. 314 Что такое литературный психологизм? .............................. 318 Самоанализ и психологический анализ в литературе .................... 321 Современная психология и психологизм в литературе ................... 324 Глава 9 ИСТОРИЯ ПСИХОДИАГНОСТИКИ Кто придумал первый тест и кто был первым психодиагностом? ............ 328 Интеллектуальные тесты: возникновение и развитие .................... 332 Измерим интеллект всей своей семьи, включая домашних животных? ....... 334 Психодиагностика: зло или благо? ................................. 340 Только ли 1 апреля мы обманываем друг друга?........................ 344 Можно ли обмануть детектор лжи? ................................ 345 Тесты-опросники. Агрессия и склонность к риску ...................... 347 Риск— психологический наркотик, черта характера или веяние времени? Риск и женщины: зачем рискует прекрасный пол? ................... 350 Кто вы— мужчина или женщина? Кто такие андрогины— люди или инопланетяне? ................... 354 Способность к риску и воспитание ................................. 355 Графические тесты. Графология для всех ............................. 356 Магия цвета ................................................. 364 Пиктограмма ................................................ 372 Умеете ли вы отличать психологические серьезные тесты от тестов-игрушек? ................ 374 Какие личностные тесты мощнее — опросники или проективные методики? ........................... 378 Глава 10 ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ Типы высшей нервной деятельности ................................ 386 Астеники, атлеты и пикники— типы строения тела по Кречмеру ........... 389 Шизоиды и циклоиды— типы темперамента по Кречмеру ................ 392 Как связаны наш характер и наша конституция? ....................... 395 Три типа строения человека по Шелдону ............................. 396 Классификация Лазурского: эндо- и экзопсихика ...................... 398 Типы личности по Лазурскому. Что такое альтруизм с точки зрения психологии. 401 Рассудочный и активный типы личности по Лазурскому .................. 404 Что такое акцентуация характера .................................. 407 Демонстративные и аффективно-застойные акцентуации характера ......... 410 Акцентуации характера у подростков. Гипертимный, циклоидный, лабильный, астено-невротический, сенситивный, шизоидный, истероидный, эпилентоидный и другие типы характера ...................................... 413 Как проявляется «взрослый» конформизм, что такое «амальгамный» характер и откуда берутся акцентуации характера ........................... 423 Глава 11 ПСИХОЛОГИЯ XXI ВЕКА: ПОМОЩЬ ЧЕЛОВЕКУ ИЛИ МАНИПУЛЯЦИИ ЕГО СОЗНАНИЕМ? Психотерапия Милтона Эриксона ................................. 425 Что такое НЛП ............................................... 431 Что такое репрезентативные системы ............................... 436 Модальности и субмодальности ................................... 440 Умеете ли вы… разговаривать? .................................... 442 Забудьте слово «не могу» ....................................... 444 Как устроена «изнутри» психотерапия Милтона Эриксона ............... 447 Кавычки, отрицания и метафоры .................................. 449 Умеете ли вы быть конгруэнтным? ................................. 450 Какими бывают манипуляторы. Анти-Карнеги ........................ 452 Как сосуществовать с манипуляторами? ............................. 455 Что такое социальное влияние и как оно связано с психологическим давлением? 458 Эксперименты Милграма: человек хуже зверя? ....................... 459 Как нас заставляют покупать то, что нам не нужно ..................... 462 Задачки для взрослых: как бороться с психологическим влиянием? ......... 464 Можно ли влиять на подсознание? ................................. 466 ЗАКЛЮЧЕНИЕ .............................................. 468 Литература .................................................. 470
|