Главная » Файлы » Специальная психология | [ Добавить материал ] |
30 Мая 2007, 20:24:31 | |
При рассмотрении этого вопроса мы будем опираться на работу Л.С. Выготского "Патология развития" Т.5 (не точное название). История создания. Эта работа была написана в 1931 году. После смерти Выготского Л.С. она была подготовлена к печати, но ее тираж был арестован, и работа должна была «идти под нож». Сотрудники дефектологического института выносили экземпляры из типографии. Поэтому благодаря этому сохранилась эта работа. Арест связан с запретом педологии. Л.С. Выготский в этой работе говорит, что сейчас проблема диагностики переживает глубокий кризис. Существо кризиса заключается в том, что исследователи осознали необходимость перехода от эмпирических к научным обобщениям. Выготский сравнивает ситуации с изучением диагностики трудного детства с тем, что было в биологии до Дарвина. Было феноменологическое описание различных видов животных. Было дано феноменологическое описание психических расстройств. Это описание было без проникновения в механизмы трудности ребенка. Так, кита относили к рыбам. Поэтому в классификации психических расстройств было сближение к другим расстройствам. С практической стороны автор описывает такой пример: мама с ребенком приходит к психиатру. Он спрашивает ее о жалобах, затем долго изучает ребенка и дает заключение, что ребенок эпилептоид. Мама задается вопросом, что это такое? Далее идет перечисление тех симптомов, которые называла мама. Мама, естественно, не довольна этим объяснением, т.к. врач просто повторил ее слова, диагноз врача ничего не добавляет для матери. Мама не знала, что делать с ребенком. Все практические вопросы, которые стоят перед мамой не дают ответа на ее вопрос. Что же предлагает Выготский взамен? Он говорит, что необходимо создать динамическую типологию трудновоспитуемого ребенка. Что такое динамическая типология? Каждый ребенок отличается определенной структурой расстройств, и в связи с этим существуют различные типы. Т.е. нам нужна не просто типология, а динамическая типология. В сфере диагностики к этому времени существовали уже первые психометрические методы. Это и шкала Бене (шкала Векслера), профиль Рассалима Г.И. (он предложил систему заданий, где изучалась тонкая моторки, память, внимание. И в шкале эти оценки суммировали, а в профиле выстраивался профиль, где было видно, что лучше: восприятие, внимание, моторика и т.п.). Основной дефект всех тестов в том, что развитие ребенка числится, как чисто количественный процесс, однородного развития. Т.е. не идет речи о качественных функциональных образованиях. Год всегда равен году и разница между годовалым ребенком огромна, а разница между 12 и 13 летним ребенком минимальна, и это не учитывается. И, кроме того, единица внимания равна единице памяти. И получается, что мы имеем количественную концепцию детского развития, которая может характеризовать ребенка негативно. Т.е. сравнивает то, как ребенок не вытягивает до нормы. Но из этого не следует заключение о том, что нужно делать с ребенком. Стандартизированная процедура позволяет быть уверенным, что в разных штатах детей посмотрят одинаково. И есть закон, что если интеллект ребенка ниже определенного уровня, то он имеет право на дополнительную финансовую поддержку, которая не дается на руки. Но родители могут выбрать учебное заведение, которое им нравится, и тогда деньги идут этому учреждению. И тогда получается гибкая система обучения. Но возникает другая задача, можем ли мы на основании этого строить коррекционную работу? Сейчас это пытаются делать. Но методы клинической интерпретации были разработаны в других нейропсихологических методиках. Л.С. Выготский говорит, что современное научное представление о развитии ребенка совершенствуется в двух направлениях противоположных внешне и взаимно обусловленных по существу. С одной стороны, они не движутся в сторону расчленения психологических функций. Т.е. началась работа по анализу строения психических функций. С другой стороны, динамическое объединение этих функций, т.е. вскрытие целостности личности ребенка и сложных структурных функциональных связей между развитием отдельных сторон личности. Если мы следуем обоим этим направлениям, то система исследования ребенка, которая позволит дать позитивную характеристику ребенка (можно построить воспитательный план), имеет в основе три принципа: 1. Разделение добывания фактов и их толкование; 2. Максимальная специализация методов исследования отдельных функций (в отличие от суммарных методов, стремящихся исследовать все); 3. На принципе динамического типологического толкования, добытых при исследовании данных. Вот мы с вами получили факт, что ребенок плохо запоминает слова. Должны ли мы сделать вывод, что у ребенка плохая память? Нет, т.к. те нарушения, которые у нас есть, могут быть первичными, вторичными. И именно об этом и говорит Л.С. Выготский. Следует строго различать первичные и вторичные отклонения и задержки в развитии. Есть методы оценки готовности к школе (домик Гусевой). Логопеды для исследования ребенка используют пробу: повтори ша, ща, ша; са, за, са и т.п. У детей достаточно большого числа это не получается. Это чувствительная методика. Но эта методика не может определить, почему ребенок не может повторить эти слоги. Это может быть и проблема со слухом, может быть проблема кинестетической информации, могут быть нарушения артикуляционного аппарата, снижения слуха речевой памяти, может быть трудность переключения, т.е. инертность. Поэтому нужно отказаться от суммарных методов. Динамическое и типологическое толкование фактов. Мы должны представлять структуру дефекта, и как эта структура меняется в онтогенетическом развитии ребенка. Выготский говорит много о необходимости исследования динамики развития психических и нервнопсихических отклонений развития. В это время в литературе видны тенденции к такому динамическому изучению. Схема исследования в представлении Л.С.Выготского (том 5): Мама жалуется, что ребенок не усидчив, не хочет заниматься и т.п. После обследования мы можем сделать вывод, что ребенок имеет трудность программирования и контроля, что связано с дефицитом внимания. Мы должны поставить диагноз и дать рекомендации. Мы говорим о прогнозе. Если ребенок гиперактивен, то прогноз может быть положительным, но надо бояться асоциального поведения. Признаки могут уйти, если, например, ребенка вовлечь в спорт, в противном случае он будет шататься по улицам, что будет проявляться в асоциальном поведении. Т.о. мы даем назначение. РЕКЛАМА: услуги чоп | |
Категория: Специальная психология | | |
Просмотров: 7418 | Загрузок: 0 | Комментарии: 2 |
Всего комментариев: 2 | |
| |