В детской психиатрии есть своеобразие, которое заключается в том, что она имеет дело с заболеваниями растущего и постоянно развивающегося организма, не закончившего еще своего онтогенетического развития. Поэтому большая интен-сивность роста развития (1) и незаконченность онтогенетического развития раз-личных органов и систем и нервной системы (2) должны лежать в основе понима-ния роли возрастного фактора в клинике психических заболеваний у детей. 1. РОЛЬ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В ЭТИОЛОГИИ ПСИХИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ. Каждый новый этап в возрастном развитии личности ребенка, роста его соз-нания и самосознания, его деятельности, усложнения его познавательных функций, качественные изменения его эмоции - все это не может быть выведено непосредст-венно из анатомо-физиологических особенностей его нервной системы, личность формируется окружающей общественной средой и воспитанием, т. е. является про-дуктом общественного развития. В то же время нельзя отрицать роль анатомо-физиологических особенностей ребенка на том или другом возрастном этапе как одного из условий возникновения заболевания. Незаконченность развития детского организма, функциональное несовер-шенство его нервной системы наиболее выражены на первых этапах развития - в младенческом и ясельном периодах. Незаконченность процессов формирования отдельных систем проявляется в функциональной незрелости ряда органов и сис-тем детского организма. Все ткани ребенка отличаются большой недифференциро-ванностью и незаконченностью развития. Но особенно несовершенны у ребенка центральная нервная система, в частности полушария большого мозга. Несмотря на то, что внешний вид и количество нервных клеток у ребенка такие же, как у взрос-лого, строение коры еще не достигло своего совершенства, клетки еще окончатель-но не оформлены, их отростки и проводящие пути не готовы к нормальному функ-ционированию. В то же время спинной и продолговатый мозг готов для функцио-нирования к моменту рождения ребенка; частично это относится и к подкорковым ганглиям. Как известно, развитие ребенка и подростка идет неравномерно, существуют периоды более бурного и более замедленного роста. В периоды более бурного раз-вития ребенка наблюдается более быстрое созревание отдельных функциональных систем. Важно учесть, что отдельные функциональные системы развиваются дале-ко не одинаково, но развитие одних систем всегда влияет на состояние других. В этой сложной взаимосвязи различных функциональных систем решающим звеном, является уровень развития нервной системы. Поэтому, говоря об этапах ускоренно-го развития и замедленного роста, мы имеем в виду главным образом рост и разви-тие центральной нервной системы ребенка, хотя немалое значение имеют также правильность и закономерность развития других систем, и прежде всего эндокрин-ной. Таким образом, было бы неправильным рассматривать эти периоды только как биологическую перестройку и недоучитывать ведущую роль социального фак-тора; каждый новый этап развития ребенка связан с новыми социальными взаимо-отношениями, новыми интересами и потребностями. Поэтому необходимо предос-теречь от переоценки роли возрастных сдвигов как этиологического фактора в клинике психических заболеваний. Следовательно, возрастной фактор ни в коей мере не может рассматриваться как причина психических заболеваний. Особенности возрастной реактивности ре-бенка и подростка на различных этапах их развития могут объяснить лишь боль-шую или меньшую восприимчивость к различным патогенным агентам. Следова-тельно, они могут служить только фактором, предрасполагающим к болезни. 2. РОЛЬ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ В ФОРМИРОВАНИИ КЛИНИЧЕСКОЙ КАРТИНЫ БОЛЕЗНИ Данные детской клиники устанавливают, что клиническая картина одного и того же психического заболевания у ребенка и у взрослого различна; в то же время она имеет все черты, более или менее специфичные для данной нозологической формы. Поэтому, несмотря на все возрастные различия клинической картины, ос-новные признаки заболеваний наблюдаются и у детей. В патогенезе болезни наряду с деструктивными явлениями, вызванными па-тологическим процессом в собственном смысле слова, действуют и физиологиче-ские защитные механизмы, поэтому возрастная изменчивость клинической карти-ны болезни определяется главным образом различной организацией физиологиче-ских мер защиты у ребенка и у взрослого. Но возрастными особенностями ребенка определяется не только характер реакции нервной системы на болезнетворное воздействие, но и тип развития болез-ненных механизмов и форма компенсации нанесенного ущерба. Динамика нервных процессов в коре больших полушарий, процессы их ир-радиации и концентрации у детей различны. Для периода новорожденности харак-терна слабая функциональная активность коры больших полушарий, пониженная возбудимость. В грудном возрасте активность коры повышается, но наблюдается повышенная иррадиация как раздражительного, так и тормозного процессов. В течение дальнейшего развития происходит постепенное совершенствова-ние коры больших полушарий, повышение ее тормозящих, регулирующих и кон-тролирующих функций и постепенно развивается процесс активного торможения. Однако еще и в дошкольном возрасте отмечается повышенная иррадиация нервных процессов. С началом школьного периода все большее значение приобретает на-растающая параллельно с возрастом роль второй сигнальной системы. Данными об онтогенезе высшей нервной деятельности ребенка определяется и возрастная изменчивость клинической картины, преобладание в ней тех или дру-гих синдромов. 3. ВЛИЯНИЕ ВОЗРАСТНОГО ФАКТОРА НА ТЕЧЕНИЕ БОЛЕЗНИ И ЕЕ ИСХОД У детей младшего возраста (O-5 лет) наблюдается наиболее тяжелое течение. По данным педиатрической клиники 5-летний возраст является пределом, когда заболевание перестает быть грозным, и процесс протекает не столь разрушительно. Аналогичные наблюдения имеются и в области нервно-психических заболеваний раннего детства. У маленьких детей чаще, чем у взрослых, различные инфекции дают осложнение в виде энцефалита. В ранних возрастах течение психических за-болеваний отличается большей злокачественностью. Более тяжелый исход болезни в раннем детском возрасте объясняется не только меньшей сопротивляемостью детского организма, но и тем, что заболевание нарушает дальнейшее развитие ребенка. У детей более старшего возраста параллельно с созреванием центральной нервной системы опасность задержки развития в результате перенесенных заболе-ваний становится меньшей, тогда как тенденции к росту и развитию еще достаточ-но сильны. Поэтому многие заболевания в этом возрасте протекают не только лег-че, чем у детей младшего возраста, но и легче, чем у взрослых. С началом пубертатного периода нередко меняется течение болезни, обост-ряются вяло протекающие процессы. Характерным для этого периода также явля-ется частое периодическое течение болезни.
|