Введение 4 Глава 1 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ МЕТОД В ПСИХОЛОГИИ И НОРМАТИВЫ НАУЧНОГО МЫШЛЕНИЯ 8 1.1. Нормативы научного мышления 8 1.1.1. Нормативы в научной деятельности и структуре экспериментального метода 8 1.1.2. Выдвижение и проверка гипотез как нормативы экспериментирования 10 1.2. Проблема соотнесения эмпирических зависимостей и теоретических интерпретаций 10 1.2.1. Теории разной степени общности 10 1.2.2. Эмпирические зависимости и экспериментальные эффекты 12 1.2.3. Психологическая реальность и эмпирические закономерности 14 1.2.4. Эксперимент и реконструкции психологической реальности 15 1.3. Экспериментирование как специальный метод эмпирического исследования в психологии 15 1.3.1. Понимание экспериментального метода в широком и узком смысле 15 1.3.2. Наблюдение и измерение переменных как условие реализации экспериментального метода 16 1.3.3. Психологический эксперимент и естественнонаучный эксперимент 17 Контрольные вопросы 17 Глава 2 ПРЕДПОСЫЛКИ СТАНОВЛЕНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО МЕТОДА В ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ 18 2.1. Историко-психологический экскурс 18 2.1.1. Преемственность и различие первых источников экспериментальных исследований в психологии 18 2.1.2. Становление нормативов экспериментального исследования 21 2.2. Понятия метода и методики 23 2.3. Типы эмпирических данных 24 2.3.1. Фиксация данных как «первичных показателей» в рамках психологических методов 24 2.3.2. Тип данных с точки зрения исследовательской цели 25 2.3.3. Проблема неспецифичности типов показателей по отношению к изучаемым проблемам 25 2.3.4. Тип эмпирических данных с точки зрения возможностей их актуального получения 26 2.4. Критерии объективности в психологическом исследовании 28 2.4.1. Тип данных и критерий воспроизводимости 28 2.4.2. Репрезентативность данных и объективность метода 29 2.5. Классификации психологических методов и типов эмпирических данных 30 2.5.1. Исторически сложившаяся систематика 30 2.5.2. Современная систематика 31 Контрольные вопросы 32 Глава 3 МЕТОД НАБЛЮДЕНИЯ 33 3.1. Психологическое наблюдение как метод и методика 33 3.1.1. Метод психологического наблюдения и постулат непосредственности 33 3.1.2. Основные характеристики метода и методик наблюдения в психологическом исследовании 34 3.1.3. Опосредованность наблюдения познавательными целями 35 3.1.4. Активность наблюдения и понимание предмета изучения 35 3.2. Квалификация событий: единицы и категории наблюдения 36 3.2.1. Способы качественного описания событий 37 3.2.2. Количественные оценки в данных наблюдения 39 3.3. Критерии объективности и субъективности данных наблюдения 40 3.3.1. Объективность данных наблюдения 40 3.3.2. Субъективность данных наблюдения 41 3.4. Опосредствованность и виды наблюдения 43 3.4.1. Опосредствованность теорией 43 3.4.2. Классификации видов психологического наблюдения 43 3.5. Наблюдение в отношении к другим методам психологических исследований 46 3.5.1. Методики наблюдения в схемах других методов 46 3.5.2. Описание, регистрация и анализ данных при использовании метода наблюдения 46 Контрольные вопросы 47 Глава 4 ЭКСПЕРИМЕНТ КАК ВИД ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИССЛЕДОВАТЕЛЯ 48 4.1. Основные нормативы экспериментальной деятельности 48 4.1.1. Активность экспериментатора в психологическом эксперименте 48 4.1.2. Выполнение условий для реализации причинного вывода 49 4.1.3. Психологическое понимание причинности 50 4.1.4. Конкурирующие объяснения устанавливаемой зависимости 51 4.1.5. Конкурирующие гипотезы о направленности связи между переменными 51 4.2. Виды переменных в психологическом эксперименте 53 4.2.1. Контроль независимой переменной и проблема экспериментальных воздействий 53 4.2.2. Две основные схемы задания уровней НП 55 4.2.3. Переменные «ситуационные» и «личностные» 58 4.2.4. Фиксируемый показатель и базисный процесс 60 4.3. Эксперименты в искусственных и лабораторных условиях 61 4.3.1. Экспериментальные модели и последующие обобщения 61 4.3.2. Дополнительные переменные 62 4.3.3. Комплексные НП 63 Контрольные вопросы 65 Глава 5 ГИПОТЕЗЫ И ФОРМЫ КОНТРОЛЯ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ ЭКСПЕРИМЕНТЕ 65 5.1. Система гипотез, проверяемых в психологическом эксперименте 65 5.2. Формы экспериментального контроля 67 5.2.1. Контроль посредством экспериментальных схем 68 5.2.2. Контроль типа переменных 68 5.2.3. «Эффект экспериментатора» и первичный контроль 69 5.3. Примеры экспериментальных схем для реализации каузальных выводов 70 5.3.1. Эксперимент в практических целях 70 5.3.2. Эксперимент в научных целях 72 5.4. Проблема идентичности экспериментальных условий 74 Контрольные вопросы 75 Глава 6 УСТАНОВЛЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ЭФФЕКТА 75 6.1. Примеры решений об экспериментальном эффекте при интраиндивидуальных и межгрупповых планах 75 6.1.1. Формальное планирование как условие установления экспериментального эффекта 75 6.1.2. Установление экспериментального эффекта при интраиндивидуальных планах 76 6.1.3. Экспериментальный эффект при межгрупповой схеме 77 6.2. Измерение переменных как условие установления экспериментальных эффектов 79 6.2.1. Измерение переменных и психологические шкалы 79 6.2.2. Качественные наблюдения и относительные понятия как основа реконструкции переменных 79 6.2.3. Количественное представление экспериментальной зависимости 82 6.3. Установление экспериментального эффекта на основе использования мер связи (ковариации и корреляции) 84 Контрольные вопросы 85 Глава 7 ЭКСПЕРИМЕНТ КАК ГИПОТЕТИКО-ДЕДУКТИВНЫЙ МЕТОД 85 7.1. Соотношение разноуровневых гипотез в психологическом эксперименте и проблема «прорыва» в обобщении 85 7.1.1. Уровни теоретических и экспериментальных гипотез 85 7.1.2. Невозможность индуктивного построения научных понятий 86 7.2. Асимметрия вывода на основе экспериментальных данных 87 7.3. Индуктивный вывод и принципы планирования эксперимента 88 7.4. Предпосылки планирования экспериментов 89 7.4.1. Организация исследования и формы планирования 89 7.4.2. Условия, необходимые для планирования эксперимента 90 Контрольные вопросы 91 Глава 8 ВАЛИДНОСТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА 91 8.1. Планирование как средство повышения валидности эксперимента 91 8.1.1. Валидность и использование мысленных образцов эксперимента 91 8.1.2. Виды валидности при оценке психологического эксперимента 92 8.1.3. Конструктная валидность и концептуальные репликации 94 8.1.4. Специфика оценки валидности лабораторного эксперимента 95 8.1.5. Валидность эксперимента и валидность выводов 95 8.2. Компоненты содержательного и формального планирования 96 8.2.1. Подходы к определению термина «планирование эксперимента» 96 8.2.2. Выбор из возможных экспериментальных планов 96 8.2.3. Содержательное планирование и выбор типа эксперимента 98 8.2.4. Зависимость обобщения от типа проводимого эксперимента 101 8.2.5. Статистические решения и формальное планирование 102 8.2.6. Валидность как цель экспериментального контроля 103 Контрольные вопросы 104 Глава 9 КЛАССИФИКАЦИИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ПЛАНОВ 104 9.1. Критерии классификаций экспериментальных планов 104 9.2. Доэкспериментальные планы 106 9.2.1. Анализ единичного случая 106 9.2.2. Предварительное и итоговое тестирование на одной группе 107 9.3. Истинные экспериментальные планы 108 9.3.1. Межгрупповыс схемы 109 9.3.2. Контроль состава групп 110 9.3.3. Интраиндивидуальные схемы 112 9.4. План контроля сопутствующих смешений 114 Контрольные вопросы 116 Глава 10 ФАКТОРНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ 117 10.1. Переменные и схемы в факторном эксперименте 117 10.1.1. Независимые и сопутствующие переменные 117 10.1.2. Многоуровневый эксперимент как факторный 120 10.1.3. Представление экспериментальных эффектов как ОРД факторов 121 10.1.4. Оценка эффектов взаимодействия экспериментальных факторов 123 10.2. Особенности гипотез, проверяемых в факторном эксперименте 125 10.2.1. Гипотезы с одним отношением и комбинированные 125 10.2.2. Виды взаимодействия факторов 125 10.2.3. Планы с тремя и более НП 127 10.2.4. «Нестинг» 128 10.2.5. Зависимость экспериментального эффекта от показателей ЗП 129 10.3. Факторные эксперименты и факторные схемы представления данных 130 10.3.1. Специальные эффекты, проясняемые в факторных схемах 130 10.3.2. Факторные планы представления статистических данных 132 Контрольные вопросы 133 Глава 11 ТИПЫ ЭКСПЕРИМЕНТОВ 134 11.1. Отличия в предметной области или в содержании гипотез 134 11.2. Отличия в формах осуществления эксперимента 136 11.2.1. Эксперимент реальный и мысленный 136 11.2.2. Эксперименты, проводимые в лаборатории и в «полевых» условиях 136 11.3. Проблема контргипотезы и конкурирующих гипотез 138 11.3.1. Критический эксперимент и возможность перехода к конкурирующим объяснениям 138 11.3.2. Демонстрационный опыт и возможность получения данных против исходной гипотезы 138 11.4. Тип устанавливаемой закономерности и тип эксперимента в отношении к теории 139 11.4.1. Сосуществование разных объяснительных подходов 139 11.4.2. Детерминация и самостимуляция в подходе к мышлению с позиций культурно-исторической концепции 140 Контрольные вопросы 146 Глава 12 КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ ПОДХОД И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ 146 12.1. Корреляционный подход и экспериментальное исследование 146 12.1.1. Корреляционные гипотезы как гипотезы о связях между переменными 146 12.1.2. Предположения о направленности связи на основе теории 149 12.1.3. Корреляционный подход как способ организации сбора данных, отличный от экспериментального 151 12.1.4. Схемы, проясняющие связи между переменными 153 12.2. Корреляционный подход и использование статистических мер связи 153 12.2.1. Ковариация и корреляция как меры связи 153 12.2.2. Коэффициент корреляции и стандартизация переменных 155 12.3. Планы корреляционных исследований 157 12.3.1. Планы с одной группой испытуемых 158 12.3.2. Планы с двумя и более группами испытуемых 159 12.4. Установление корреляционных зависимостей 161 12.4.1. Корреляция и статистические решения 161 12.4.2. Выбор коэффициента корреляции в зависимости от типа шкал и плана обработки данных 162 Контрольные вопросы 162 Глава 13 КВАЗИЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ ПОДХОД В ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ 165 13.1. Общая характеристика квазиэксперимента как исследования с ограниченными формами контроля 165 13.1.1. Ограничения в осуществлении экспериментальных воздействий 165 13.1.2. Разные подходы к пониманию квазиэкспериментальной проверки гипотез 167 13.1.3. Цели, достижение которых предполагает проведение квазиэкспериментов 167 13.1.4. Измерения показателей до и после воздействий 169 13.2. Квазиэкспериментальные планы 170 13.2.1. Формы снижения контроля при реализации квазиэкспериментов 170 13.2.2. Пример стратегии подбора групп по заданному признаку 170 13.2.3. Квазиэкспериментальные планы со специальной организацией воздействий 172 13.2.4. Пример смешанного плана контроля внешних и внутренних условий 173 13.2.5. Статистический контроль в корреляционном и квазиэкспериментальном исследованиях 175 13.2.6. Контроль post factum 176 Контрольные вопросы 178 Глава 14 ДОСТОВЕРНЫЕ И АРТЕФАКТНЫЕ ВЫВОДЫ В ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОМ ИССЛЕДОВАНИИ 179 14.1. Контроль за выводом как завершающий этап экспериментальной психологической гипотезы 179 14.1.1. Основные источники артефактных выводов 180 14.1.2. Оценка валидности эксперимента как условие достоверных выводов 181 14.1.3. Оценка адекватности обобщений 181 14.2. Схема вывода о психологической гипотезе на основе результатов и оценки валидности эксперимента 182 14.3. Содержательные выводы и логическая компетентность при обобщении данных психологического исследования 184 14.3.1. Вывод о подкрепленности теории экспериментальными фактами 184 14.3.2. Проблема возникновения новых гипотез 185 14.3.3. Проблема неверных обобщений как артефактных выводов 186 14.3.4. Редукционизм выводов 189 Контрольные вопросы 190 Краткий словарь терминов 190 Литература 197 Именной указатель 200 Предметный указатель 201
|