Специальная психология – область психологии, целью которой является изучение детей с отклонением в развитии и нахождение путей оптимизации методов их воспитания и обучения. Около 10 лет назад наука изучала только работу мозга, потом появилась нейрокогнитивная наука развития. Предмет специальной психологии – особенности когнитивного развития детей. При этом подразумевается узкий смысл понятия «когнитивный», то есть высшие психические функции (например, гнозис, праксис, память, интеллектуальные операции и т.д.). Специальная психология направлена на помощь детям, обучающимся в специальных (коррекционных) школах, детских садах, центрах раннего вмешательства, и тесно связано со специальной педагогикой. Разделы специальной педагогики: 1. Олигофренопедагогика – помощь детям с умственной отсталостью. 2. Сурдопедагогика – помощь глухим и слабослышащим детям. 3. Тифлопедагогика – помощь слепым и слабовидящим детям. 4. Логопедия – помощь детям с нарушениями речи. Базовые науки для специальной психологии: 1. Общая психология. 2. Возрастная психология. 3. Педагогическая психология. 4. Клиническая психология. 5. Нейрокогнитивные науки: нейробиология, психофизиология, психогенетика и т.п. Методология специальной психологии содержит два подхода: 1. Культурно-исторический, в котором ребенок рассматривается как представитель социума (Л.С.Выготский, А.Р.Лурия, А.Н.Леонтьев) 2. Естественно-научный (Л.С.Выготский, А.Р.Лурия). Объект специальной психологии – дети с отклонениями в развитии. Американская статистика детей с отклонениями в развитии. (1984 – 1985 учебный год) 1. Дети с трудностями обучения, то есть с парциальными отклонениями в развитии ВПФ (например, дисграфия, ЗПР и т.п.) 4,6 % 2. Дети с нарушениями речи 2,9 % 3. Дети с умственной отсталостью 1,8 % 4. Дети с эмоциональными проблемами 0,9 % 5. Дети с проблемами со слухом 0,2 % 6. Дети с двигательными проблемами (например, с ДЦП) 0,1 % 7. Дети с проблемами зрения (слепые и слабовидящие) 0,07 % 8. Дети с множественными дефектами (например, нарушения слуха и зрения) 0,07 % Ведомственная статистика Министерства образования РФ. (1994 – 1995 учебный год) Дети с умственной отсталостью 229 тысяч Дети с проблемами зрения 11 тысяч Дети с проблемами со слухом 23 тысячи Дети с двигательными проблемами 6 тысяч Дети с нарушениями речи (только школы) [11 тысяч] Дети с задержкой психического развития 151 тысяча Дети в коррекционных классах 400 тысяч Общее в этих двух статистиках – дети с трудностями обучения составляют 50 %. В связи с этим возникает проблема – не существует специальных педагогов для обучения этих детей. У таких детей есть сильные и слабые стороны, необходимо проводить их анализ, этим занимаются нейропсихологи, т.к. в этом вопросе необходим системный подход к анализу ВПФ. Классификация аномалий развития (В.В.Лебединский). 1. Психическое недоразвитие (например, олигофрения). 2. Задержанное психическое развитие. К.С.Лебединская, исходя из этиологического принципа, различает следующие виды ЗПР: a. конституционального происхождения; b. соматогенного происхождения; c. психогенного происхождения; d. церебрально-органического генеза: i. с преобладанием явлений органического инфантилизма; ii. с преобладанием нарушений познавательной деятельности. 3. Поврежденное психическое развитие (например, органическая деменция) 4. Дефицитарное развитие: a. дети с поражением слуха: i. глухие (рано и поздно оглохшие); ii. слабослышащие (с относительно сохранной речью и с глубоким недоразвитием речи); b. дети с недостаточностью зрения: i. тотально слепые; ii. частично видящие; iii. слабовидящие. c. формы ДЦП: i. спастическая диплегия – нарушения интеллектуального развития при этом нередко незначительны; ii. двойная гемиплегия – интеллектуальное развитие на уровне олигофрении; iii. гиперкинетическая форма – интеллект в большинстве случаев развивается удовлетворительно; iv. атонически-астеническая форма – в половине случаев имеется олигофрения; v. гемипаретическая форма – у 25-35 % детей наблюдается олигофрения. 5. Искаженное психическое развитие (например, синдром раннего детского аутизма). 6. Дисгармоническое психическое развитие (например, психопатии и аномалии психического развития) МЕТОДОЛОГИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ В методологии специальной психологии существует два тесно связанных подхода: 1. Культурно-исторический подход (ребенок воспитывается в определенной среде, и психические функции являются продуктом интериоризации). Если психическая функция возникает под влияние внешнего воздействия, то внешнее воздействие требует определенной мозговой организации. Например, ребенок учится пользоваться ложкой. Из чего складывает у него умение, или предметный образ ложки? Из умения контролировать свои движения, через кинетическую организацию своего движения. Пищевое подкрепление входит в образ ложки. Зрительный образ ложки тоже входит сюда, слуховой образ тоже входит сюда. Почему нам важно слово? Потому, что даже в тот момент, когда ребенок не пользуется ложкой для него, все равно мама называет этот предмет ложкой, она помогает ребенку выделить этот объект из общей ситуации. Т.е. слово и орудийное использование ложки требует определенной системной организации (зрительная, слуховая, кинетическая, кинестетическая и т.п.). Системы под внешним воздействием называется экстра церебральной организацией функции. Что это значит? Система в мозгу организуется под влиянием внешнего стимула. Т.о. в онтогенезе ребенка опосредование, интериоризация, системное строение функции, экстроцеребральная организация функции - все эти признаки оказываются взаимосвязанными. И мы можем от культурно-исторического подхода перейти к естественно-научному. 2. Естественнонаучный подход: А. Принцип системной организации функции. Б. Принцип динамической организации и локализации функций. На принципе социогенеза строится вся коррекционно-развивающая система. Принцип системной организации функций - любая ВПФ представляет сложную функциональную систему, которая состоим из многих компонентов, каждый из которых опирается на работу определенного участка мозга и вносит в работу системы свой специфический вклад. Следствие: при недоразвитии одного из компонентов страдает вся система в целом, но каждый раз это страдание специфично и зависит от того, какой вклад в работу системы вносит пострадавший компонент (определение А.Р. Лурия). Отсюда в наблюдаемой у ребенка картине (симптомокомплексе) необходимо различать первичный дефект (это выпадение первично пострадавшего звена) его вторичное следствие (системные нарушения, которые возникают вследствие первичного дефекта), третичные (компенсаторные перестройки). Пример, ребенок: невнимательный, импульсивный, который отвечает на вопрос раньше, чем преподаватель закончит задать вопрос. Это отставание функции контроля и программирования. Импульсивность, инертность, недостаток ориентировочной деятельности, как застревание программы. Вторичные нарушения этого дефекта: если ребенок не может сосредоточиться на задании, то активного запоминания не будет, т.е. вторично страдают мнестические процессы. Если требуется активное рассматривание, выдвижение и проверка гипотез, то мы тоже увидим проявления трудности программирования и контроля. Компенсаторные перестройки бывают: 1. Позитивные, т.е. адаптивные. Сам справиться не может, но если начнет проговаривать действие, то ребенок все выполнит правильно. 2. Негативные, т.е. неадаптивные. Ребенок с трудностями программирования и контроля плохо успевают в школе, все его ругают. Т.о. ребенок оказывается в эмоциональной изоляции, и чтобы повысить свою оценку, он начинает брать на себя роль шута. Это компенсация, но она отрицательная, т.к. она ведет к асоциальному поведению. Л.С. Выготский: • этап интерпсихологический (ребенку приказывают); • этап экстра психологический (ребенок приказывает сам себе); • этап интрапсихологический (два центра мозга, возбуждаемые извне, начинают работать, как единый пункт). В любом случае первый человек, который может помочь, - это невролог. Каждый случай уникален, и он требует индивидуально-ориентированной программы. Советы: Выбирать нужно то место, где работают наиболее профессиональные специалисты. Выбирать нужно то место, где родителям и ребенку будет комфортно (где отвечают улыбкой на улыбку, чтобы к нему относились, как к человеку). Самая распространенная категория - это дети с трудностями в обучении. И эти данные с каждым годом растут. Третий принцип - это принцип динамической организации и локализации ВПФ. Иначе этот принцип называется принцип хромогенный, меняющийся со временем организаций и локализаций функций. Это значит, что строение ВПФ меняется, и основные изменения связаны с трем причинами: 1. Изменение строения функции в онтогенезе; 2. Изменение строения функции в зависимости от автоматизации; 3. Изменение стратегии.
|