Главная » Файлы » Нейропсихология [ Добавить материал ]

Специальная психология (введение+ Методология)
11 Апреля 2007, 11:29:25
Специальная психология – область психологии, целью которой является изучение детей с отклонением в развитии и нахождение путей оптимизации методов их воспитания и обучения.

Около 10 лет назад наука изучала только работу мозга, потом появилась нейрокогнитивная наука развития.
Предмет специальной психологии – особенности когнитивного развития детей. При этом подразумевается узкий смысл понятия «когнитивный», то есть высшие психические функции (например, гнозис, праксис, память, интеллектуальные операции и т.д.).

Специальная психология направлена на помощь детям, обучающимся в специальных (коррекционных) школах, детских садах, центрах раннего вмешательства, и тесно связано со специальной педагогикой.

Разделы специальной педагогики:
1. Олигофренопедагогика – помощь детям с умственной отсталостью.
2. Сурдопедагогика – помощь глухим и слабослышащим детям.
3. Тифлопедагогика – помощь слепым и слабовидящим детям.
4. Логопедия – помощь детям с нарушениями речи.

Базовые науки для специальной психологии:
1. Общая психология.
2. Возрастная психология.
3. Педагогическая психология.
4. Клиническая психология.
5. Нейрокогнитивные науки: нейробиология, психофизиология, психогенетика и т.п.

Методология специальной психологии содержит два подхода:
1. Культурно-исторический, в котором ребенок рассматривается как представитель социума (Л.С.Выготский, А.Р.Лурия, А.Н.Леонтьев)
2. Естественно-научный (Л.С.Выготский, А.Р.Лурия).

Объект специальной психологии – дети с отклонениями в развитии. Американская статистика детей с отклонениями в развитии. (1984 – 1985 учебный год)
1. Дети с трудностями обучения, то есть с парциальными отклонениями в развитии ВПФ (например, дисграфия, ЗПР и т.п.) 4,6 %
2. Дети с нарушениями речи 2,9 %
3. Дети с умственной отсталостью 1,8 %
4. Дети с эмоциональными проблемами 0,9 %
5. Дети с проблемами со слухом 0,2 %
6. Дети с двигательными проблемами (например, с ДЦП) 0,1 %
7. Дети с проблемами зрения (слепые и слабовидящие) 0,07 %
8. Дети с множественными дефектами (например, нарушения слуха и зрения) 0,07 %

Ведомственная статистика Министерства образования РФ. (1994 – 1995 учебный год)
Дети с умственной отсталостью 229 тысяч
Дети с проблемами зрения 11 тысяч
Дети с проблемами со слухом 23 тысячи
Дети с двигательными проблемами 6 тысяч
Дети с нарушениями речи (только школы) [11 тысяч]

Дети с задержкой психического развития 151 тысяча
Дети в коррекционных классах 400 тысяч

Общее в этих двух статистиках – дети с трудностями обучения составляют 50 %.
В связи с этим возникает проблема – не существует специальных педагогов для обучения этих детей.
У таких детей есть сильные и слабые стороны, необходимо проводить их анализ, этим занимаются нейропсихологи, т.к. в этом вопросе необходим системный подход к анализу ВПФ.

Классификация аномалий развития (В.В.Лебединский).
1. Психическое недоразвитие (например, олигофрения).
2. Задержанное психическое развитие.

К.С.Лебединская, исходя из этиологического принципа, различает следующие виды ЗПР:
a. конституционального происхождения;
b. соматогенного происхождения;
c. психогенного происхождения;
d. церебрально-органического генеза:
i. с преобладанием явлений органического инфантилизма;
ii. с преобладанием нарушений познавательной деятельности.
3. Поврежденное психическое развитие (например, органическая деменция)
4. Дефицитарное развитие:
a. дети с поражением слуха:
i. глухие (рано и поздно оглохшие);
ii. слабослышащие (с относительно сохранной речью и с глубоким недоразвитием речи);
b. дети с недостаточностью зрения:
i. тотально слепые;
ii. частично видящие;
iii. слабовидящие.
c. формы ДЦП:
i. спастическая диплегия – нарушения интеллектуального развития при этом нередко незначительны;
ii. двойная гемиплегия – интеллектуальное развитие на уровне олигофрении;
iii. гиперкинетическая форма – интеллект в большинстве случаев развивается удовлетворительно;
iv. атонически-астеническая форма – в половине случаев имеется олигофрения;
v. гемипаретическая форма – у 25-35 % детей наблюдается олигофрения.
5. Искаженное психическое развитие (например, синдром раннего детского аутизма).
6. Дисгармоническое психическое развитие (например, психопатии и аномалии психического развития)

МЕТОДОЛОГИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
В методологии специальной психологии существует два тесно связанных подхода:

1. Культурно-исторический подход (ребенок воспитывается в определенной среде, и психические функции являются продуктом интериоризации). Если психическая функция возникает под влияние внешнего воздействия, то внешнее воздействие требует определенной мозговой организации.
Например, ребенок учится пользоваться ложкой. Из чего складывает у него умение, или предметный образ ложки? Из умения контролировать свои движения, через кинетическую организацию своего движения. Пищевое подкрепление входит в образ ложки. Зрительный образ ложки тоже входит сюда, слуховой образ тоже входит сюда. Почему нам важно слово? Потому, что даже в тот момент, когда ребенок не пользуется ложкой для него, все равно мама называет этот предмет ложкой, она помогает ребенку выделить этот объект из общей ситуации. Т.е. слово и орудийное использование ложки требует определенной системной организации (зрительная, слуховая, кинетическая, кинестетическая и т.п.). Системы под внешним воздействием называется экстра церебральной организацией функции. Что это значит? Система в мозгу организуется под влиянием внешнего стимула. Т.о. в онтогенезе ребенка опосредование, интериоризация, системное строение функции, экстроцеребральная организация функции - все эти признаки оказываются взаимосвязанными. И мы можем от культурно-исторического подхода перейти к естественно-научному.

2. Естественнонаучный подход:
А. Принцип системной организации функции.
Б. Принцип динамической организации и локализации функций.

На принципе социогенеза строится вся коррекционно-развивающая система.
Принцип системной организации функций - любая ВПФ представляет сложную функциональную систему, которая состоим из многих компонентов, каждый из которых опирается на работу определенного участка мозга и вносит в работу системы свой специфический вклад.
Следствие: при недоразвитии одного из компонентов страдает вся система в целом, но каждый раз это страдание специфично и зависит от того, какой вклад в работу системы вносит пострадавший компонент (определение А.Р. Лурия). Отсюда в наблюдаемой у ребенка картине (симптомокомплексе) необходимо различать первичный дефект (это выпадение первично пострадавшего звена) его вторичное следствие (системные нарушения, которые возникают вследствие первичного дефекта), третичные (компенсаторные перестройки).

Пример, ребенок: невнимательный, импульсивный, который отвечает на вопрос раньше, чем преподаватель закончит задать вопрос. Это отставание функции контроля и программирования. Импульсивность, инертность, недостаток ориентировочной деятельности, как застревание программы. Вторичные нарушения этого дефекта: если ребенок не может сосредоточиться на задании, то активного запоминания не будет, т.е. вторично страдают мнестические процессы. Если требуется активное рассматривание, выдвижение и проверка гипотез, то мы тоже увидим проявления трудности программирования и контроля.

Компенсаторные перестройки бывают:
1. Позитивные, т.е. адаптивные. Сам справиться не может, но если начнет проговаривать действие, то ребенок все выполнит правильно.
2. Негативные, т.е. неадаптивные. Ребенок с трудностями программирования и контроля плохо успевают в школе, все его ругают. Т.о. ребенок оказывается в эмоциональной изоляции, и чтобы повысить свою оценку, он начинает брать на себя роль шута. Это компенсация, но она отрицательная, т.к. она ведет к асоциальному поведению.
Л.С. Выготский:
• этап интерпсихологический (ребенку приказывают);
• этап экстра психологический (ребенок приказывает сам себе);
• этап интрапсихологический (два центра мозга, возбуждаемые извне, начинают работать, как единый пункт).

В любом случае первый человек, который может помочь, - это невролог. Каждый случай уникален, и он требует индивидуально-ориентированной программы.
Советы: Выбирать нужно то место, где работают наиболее профессиональные специалисты. Выбирать нужно то место, где родителям и ребенку будет комфортно (где отвечают улыбкой на улыбку, чтобы к нему относились, как к человеку).
Самая распространенная категория - это дети с трудностями в обучении. И эти данные с каждым годом растут.
Третий принцип - это принцип динамической организации и локализации ВПФ. Иначе этот принцип называется принцип хромогенный, меняющийся со временем организаций и локализаций функций.
Это значит, что строение ВПФ меняется, и основные изменения связаны с трем причинами:
1. Изменение строения функции в онтогенезе;
2. Изменение строения функции в зависимости от автоматизации;
3. Изменение стратегии.

Категория: Нейропсихология | Добавил: Kluver
Просмотров: 9888 | Загрузок: 3 | Комментарии: 1
Всего комментариев: 1
1 Julia  
0
Это весь объем?А как закачать?

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]