Развитие ВПФ это длительный процесс, одни из них формируются раньше, а другие позже. Есть общее расписание развития ВПФ - это общее расписание называется гетерохронией развития. Об этом писал П.К. Анохин. Это принцип означает, что разные структуры и функции созревают с разной скоростью и достигают полной зрелости на разных этапах развития. Гетерохрония развития обеспечивается видовой генетической программой, т.е. той генетической программой, которая характерна для человека, как вида и она одинакова для всех людей. Пример, ребенок начинает сидеть раньше, чем ходить. У ребенка раньше развивается и формируется зрительное восприятие и позже воображение. Как правило, ребенок сначала овладевают устной речью и позже письменной. На этот общий календарь развития накладываются индивидуальные вариации. В результате одни функции у одного человека развиты лучше, чем у его сверстников, причем безразлично сверстников по хронологическому возрасту или по психологическому. Мы можем сравнивать функции одного ребенка со сверстниками. Эти индивидуальные различия мы будем называть неравномерностью развития. Неравномерность развития задается индивидуальной генетической программой развития и влияния социальной среды, в том числе и культурой. В НЛП людей делят на разные типы, и здесь имеется в виду неравномерность развития функций. Т.е. одни люди видят лучше, чем другие, а третьи слышат лучше, чем запоминают и т.п. Можно ли экспериментально установить неравномерность развития? Такой эксперимент провели сотрудники клинической кафедры МГУ в лице Татьяны Васильевны Ахутиной примерно 10 лет назад. Статья опубликована в сборнике первой конференции А.Р. Лурия и в хрестоматии. Автор статьи Ахутина Т.В. Исследовались 10 здоровых испытуемых - возраст от 23 до 44 лет. Испытуемые были врачи клиники нервных болезней. У них не было зафиксировано никаких отклонений. Исследовалась речь и невербальные функции. Эти две части проводились разными людьми с тем, чтобы обеспечить чистоту опыта. Гипотеза: мы можем обнаружить у нормальных испытуемых "синдромы". В результате исследования все испытуемые разделились на три группы. Одни плохо выполняли задание на третий блок, т.е. если давалось задание заучить серию движений, то они медленнее заучивали эти движения. У этих же испытуемых тексты были короче, фразы в текстах были короче, и они использовали сравнительно мало местоимений. Эта картина - короткие фразы, короткие тексты - говорит об относительной слабости передних левых функций. Таких людей было трое из десяти. Вторая группа - пять человек - испытывали трудности в запоминании слов, в запоминании предметных картин, небольшие гностические трудности (зрительное восприятие). У них были длинные тексты, длинные предложения, много местоимений по отношению к существительным и были ошибки в выборе слов, в их нахождении (парафазии). Это синдром относительной слабости задних отделов левого полушария. Двое испытуемых: один из них левша, а другой амбидекстр (левая и правая сторона полушарий мозга развита одинаково). Они обнаружили проблемы запоминания зрительно пространственных невербализуемых фигур (они не могут назвать, что это такое). Из пяти фигур, которые предъявлялись человеку, он правильно воспроизвел с первого раза только одну, во второй раз он снова воспроизвел только одну фигуру. При этом он давал такие искажения фигур, что это говорит о явном поражении правого полушария. Учился этот человек в ИСАА - он изучал иероглифы. В иероглифе есть части и каждая часть несет смысл, т.е. он брал один кусочек - один смысл, другой кусочек - другой смысл. Т.е. он воспринимал фигуру аналитически. Выяснилось, что аналитическая стратегия восприятия у него развития хорошо. Если человек или ребенок может компенсировать имеющиеся у него трудности, если он адаптирован, то психическое развитие такого человека мы относим к норме. Неравномерность развития функций нормальное явление. Оно выгодно для популяции в целом, чтобы одни лучше бегали, другие лучше видели, а другие лучше слышали. Кроме того, есть большой генетический смысл в неравномерности развития функций. Если бы все со всем было взаимосвязано, то малейшее генетическое изменение приводило бы к изменению всей генетической программы. Неравномерность, т.е. относительная самостоятельность отдельных структур и функций приводит к большей стабильности генотипа в целом. Однако, это нормальное явление в определенных социоэкономических условиях может приводить к отрицательным следствиям. Сейчас во всем мире в индустриальных странах постоянно повышаются требования к учащимся. Дети раньше приступают к учебе и имеют более интенсивные учебные программы. Но с другой стороны во многих странах (ухудшение экологических условий, стрессогенность, недостаточной физической тренированности родителей) дети рождаются все более слабыми. Развитие детей становится однобоким, т.е. развиваются вербальные навыки. Развиваются зрительно-вербальные, но не зрительно-пространственные, не моторные координации детей (это влияние сидячего образа жизни детей, которые очень много времени проводят за компьютером). Т.о. дети приходят в школу менее физически и психически подготовленными к школьным нагрузкам. Т.о. образуются ножницы: требований больше, а дети слабее. В результате во всех индустриальных странах образуется категория детей, которые не могут компенсировать своими сильными звеньями слабые. Т.е. происходит парциальное отставание функций. Эти дети не могут адаптироваться, и таких детей мы называем детьми с трудностями в обучении. Т.о. нормальное явление ведет к таким серьезным следствиям. Сейчас около 85 % детей рождаются с различными отклонениями в развитии. Однако далеко не все они становятся детьми с проблемами в развитии, работает пластичность, которая позволяет нивелировать эти проблемы, но часть детей при высоких к ним требованиях не справляется с нагрузками. Поэтому нужна помощь детям и профилактика трудности обучения. За год до поступления в школу надо посмотреть, какие функции у ребенка отстают. Для этого используются нейропсихологические методы оценки детей. Это проводится либо у нас на факультете (кафедра клинической психологии), либо по тел. 128-98-83 - это центр, где работают специалисты МГУ, в частности с кафедры клинической психологии. Ели человек может компенсировать свои слабые звенья, и адаптирован требованиям социума, то мы называем такого человека нормальным. Хотя неравномерность психического развития есть нормальное явление, но в современных условиях она может приводить к отрицательным последствиям, когда завышены требования самого социума. Поляков Владимир Матвеевич (нейропсихолог), он проводит популяционные исследования городского и сельского населения Сибири. Исследовалось когнитивное развитие у 2000 детей от 4 до 15 лет. Параллельно шло неврологическое исследование, чисто психологическое, социальное и экологическое. Сельская популяция характеризовалась высоким уровнем нейропсихосоматических расстройств у детей младшего возраста от 1 года до 4 лет. Высокий уровень расстройств у маленьких детей заметно снижался в более старшем возрасте у этих же детей, т.е. дети становятся лучше. Действует принцип пластичности головного мозга. Но, тем не менее, у детей отстает формирование когнитивных функций, больше всего выраженное в речевых процессах и связанных с речью психических процессов (слабая произвольная организация деятельности). Психологи говорят об отклонении системы становления "Я". В городской популяции отмечался исходно низкий уровень психосоматических расстройств у детей раннего возраста, который, однако, имел тенденцию увеличения с возрастом. В чем же проявлялось ухудшение здоровья? Это распространение вегетативных расстройств и формирование вегетососудистой гестании. Исследователи объясняют это постоянными и сильными стрессовыми расстройствами городских детей. У детей достаточно хорошо развиваются психические функции, которые хорошо связаны с речью. Однако у детей отмечается ухудшение по сравнению с сельским населением различных форм зрительно-пространственной деятельности. Это связано с тем, что городские дети меньше проводят времени на улице за играми, а все больше отдают предпочтение сидячему образу жизни, ТВ, компьютерным играм и т.п. Все должно быть в меру. Бурное развитие связанных с речью процессов, ведет к функциональному обкрадыванию правополушарных функций, с которым связаны зрительно-пространственные функции. Городские дети меньше занимаются зрительно-пространственными функциями, поэтому их рост замедляется и энергетическое обеспечение замедляется. Сама речь это очень энергоемкая система, она забирает на себя активацию, и поэтому плохо развиваются зрительно-пространственные функции (ориентация на местности, деятельность, связанная с моторной координацией).
|