ПОЛНЫЙ ВАРИАНТ РЕФЕРАТА ВЫ СМОЖЕТЕ СКАЧАТЬ ЗАРЕГИСТРИРОВАВШИСЬ. Нейроанатомия эмоций. Сведения об анатомическом субстрате развития тех или других эмоций обычно черпаются из опытов с разрушением и стимуляцией различных отделов мозга, а также из изучения функций мозга человека в клинике в связи с поражением этих отделов патологическим процессом, будь то опухоль, кровоизлияние, эпилептический очаг и т. п., в связи с операциями на мозге и проведени-ем различных лечебных процедур. Первая наиболее стройная концепция, связывающая эмоции с функциями определенных структур мозга, была опубликована в 1937 г. Она принадлежит американскому невропатологу Дж.Пейпецу. Изучая эмоциональные расстройства у больных с поражением гиппокампа и поясной извилины, он выдвинул гипотезу о существовании единой системы, объединяющей ряд структур мозга и образующей мозговой субстрат для эмоций. Эта система представляет замкнутую цепь и включает: гипоталамус - передневентральное ядро таламуса - поясную извилину - гиппокамп - мамиллярные ядра гипоталамуса. Она получила название круга Пейпеца. (см. рис.) В 1952 г. П.Мак-Лин, учитывая, что поясная извилина как бы окаймляет основание переднего мозга, предложил назвать ее и связанные с ней другие структуры мозга лимбической системой (limbus — край). Источником возбуждения для этой системы является гипоталамус. Сигналы от него следуют в средний мозг и нижележащие отделы для инициации вегетативных и моторных эмоциональных реакций. Одновременно нейроны гипоталамуса через коллатерали посылают сигналы в передневентральное ядро в таламусе. По этому пути возбуждение передается к поясной извилине коры больших полушарий. Поясная извилина, по Дж.Пейпецу, является субстратом осознанных эмоциональных пере-живаний и имеет специальные входы для эмоциональных сигналов, подобно тому как зрительная кора имеет входы для зрительных сигналов. Далее сигнал из поясной извилины через гиппокамп вновь достигает гипоталамуса в области его мамиллярных тел. Так нервная цепь замыкается. Путь от поясной извилины связывает субъективные переживания, возникающие на уровне коры, с сиг-налами, выходящими из гипоталамуса для висцерального и моторного выражения эмоций. Однако сегодня красивая гипотеза Дж.Пейпеца приходит в противоречие со многими фак-тами. Так, под сомнением оказалась роль гиппокампа и таламуса в возникновении эмоций. У че-ловека стимуляция гиппокампа электрическим током не сопровождается появлением эмоций (страха, гнева и т.п.) Субъективно пациенты испытывают лишь спутанность сознания. Из всех структур круга Пейпеца наиболее тесную связь с эмоциональным поведением об-наруживают гипоталамус и поясная извилина. Кроме того, оказалось, что и многие другие струк-туры мозга, не входящие в состав круга Пейпеца, оказывают сильное влияние на эмоциональное поведение. Среди них особая роль принадлежит миндалине, а также лобной и височной коре голов-ного мозга. Гипоталамус. Здесь сосредоточены двойные центры, регулирующие запуск и прекращение основных типов врожденного поведения. Большинством исследователей гипоталамус рассматри-вается как исполнительная система, в которой интегрируются вегетативные и двигательные про-явления мотивации и эмоций. В составе эмоции принято выделять собственно эмоциональное переживание и его сомати-ческое и висцеральное выражение. Возможность их появления независимо друг от друга указыва-ет на относительную самостоятельность их механизмов. Диссоциация эмоционального пережива-ния и его выражения в двигательных и вегетативных реакциях обнаружена при некоторых пора-жениях ствола мозга. Она выступает в так называемых псевдоэффектах: интенсивные мимические и вегетативные реакции, характерные для плача или смеха, могут протекать без соответствующих субъективных ощущений. Важные эмоциогенные свойства обнаруживает миндалина. У высших животных она рас-положена в коре, в основании височной доли. Удаление миндалины нарушает механизмы эмоций. По данным В.М.Смирнова, электрическая стимуляция миндалины у пациентов вызывает эмоции страха, гнева, ярости и редко удовольствия. Ярость и страх вызываются раздражением различных отделов миндалины. Опыты с двусторонним удалением миндалины в основном свидетельствуют о снижении агрессивности животного. Отношение миндалины к агрессивному поведению убеди-тельно продемонстрировано К.Прибрамом в опытах на обезьянах в колонии макак-резусов. После двустороннего удаления миндалины у вожака стаи Дейва, который отличался властностью и за-нимал высшую ступень зоосоциальной иерархии, он потерял агрессивность и переместился на са-мую низшую ступень зоосоциальной лестницы. Его место занял наиболее агрессивный, который до операции был вторым в иерархии (Зик). А бывший лидер превратился в покорное, испуганное животное. По мнению ряда исследователей, эмоциональные функции миндалины реализуются на сравнительно поздних этапах поведения, после того как актуализированные потребности уже трансформировались в соответствующий эмоциональные состояния. Миндалина взвешивает кон-курирующие эмоции, порожденные конкурирующими потребностями, и тем самым определяет выбор поведения. Миндалина получает обширную информацию о внешнем мире. Ее нейроны реа-гируют на световое, звуковое и кожное раздражение. Кроме того, в регуляции эмоций особое значение имеют лобная и височная кора. Пора-жение лобных долей приводит к глубоким нарушениям эмоциональной сферы человека. Преиму-щественно развиваются два синдрома: эмоциональная тупость и растормаживания низших эмоций и влечений. При этом в первую очередь нарушаются высшие эмоции, связанные с деятельностью, социальными отношениями, творчеством. Удаление у обезьян височных полюсов ведет к подав-лению их агрессивности и страха. Передняя лимбическая кора контролирует эмоциональные ин-тонации; выразительность речи у человека и обезьяны. После двустороннего кровоизлияния в этой зоне речь пациента становится эмоционально невыразительной. Согласно современным данным поясная извилина имеет двусторонние связи со многими подкорковыми структурами (перегородкой, верхними буграми четверохолмия, голубым пятном и др.), а также с различными областями коры в лобных, теменных и височных долях. Ее связи более обширны, чем у какого-либо другого отдела мозга. Существует даже предположение о высшей координирующей функции поясной извилины в отношении эмоций. Эмоции и межполушарная асимметрия мозга Для понимания мозговых механизмов реализации эмоциональных процессов и состояний необходимо исследовать эту проблему в контексте более общей проблемы межполушарной асим-метрии мозга и межполушарного взаимодействия. Разработка проблемы связи эмоций с функциональной асимметрией мозга в современной медицинской психологии осуществляется в рамках нескольких направлений. В этой работе я рас-смотрю два наиболее интересных направления: 1. Изучение специфики эмоционально-личностных особенностей здоровых лиц, имеющих различный профиль межполушарной асимметрии мозга. 2. Изучение связи особенностей нарушения эмоционально-личностной сферы с локальными поражениями левого и правого полушарий мозга (у взрослых и детей). Данное направление со-ставляет содержание собственно нейропсихологического изучения эмоций. Каждое из этих направлений делает вклад в общее представление о мозговом субстрате эмоций, о роли левого и правого полушарий в их осуществлении. Следует отметить, однако, что в целом изучение проблемы полушарной мозговой организации эмоций начато сравнительно недав-но (как в советской, так и в зарубежной психологии) и имеющиеся литературные данные далеко не полны и содержат ряд противоречий. Изучение специфики эмоциональной сферы у здоровых лиц с различными профилями функциональной асимметрии мозга. 1. Мичиганский Университет. 1153 здоровых испытуемых (119 из них - леворукие). Две возрастные группы: от 18 до 30 лет и от 40 до 70 лет. Сопоставление «рукости» (определялась по инвертированности письма) с показателями темперамента, проявляющимися в эмоционально-личностных характеристиках (опросник ЕАSI и опросник Г.Айзенка). Результаты: первая возрастная группа - достоверное преобладание у леворуких мужчин показателей по факторам "общая эмоциональность", "страх" (боязливость) и "гнев" (эмоциональ-ная несдержанность), а также снижение уровня самоконтроля и наличие признаков социальной дезадаптации; у леворуких женщин была выявлена большая эмоциональность по сравнению с праворукими. Вторая возрастная группа - у мужчин различия отсутствовали, а у леворуких женщин отме-чалась большая экстравертированность (по Г.Айзенку). Вывод: исчезновение корреляции между "рукостью" и особенностями темперамента с воз-растом авторы объясняют постепенно происходящим процессом социальной адаптации леворуких лиц после 40 лет. 2. Данные Мэсси-Тейлор: показатели нейротизма (по опроснику Г.Айзенка) у мужчин-правшей ниже, чем у мужчин-левшей, или амбидекстров. У женщин значимая корреляция между "рукостью" и показателями личностных свойств отсутствовала. 3. Лонгитюдинальное исследование X.Сакано (Н.Sarano, 1982). 2000 человек (студенты Ки-отского университета). Выявление связи индивидуально-психологических черт, включая эмоцио-нальность (опросник когнитивного типа X.Сакано, подразделяющего испытуемых на художест-венный и мыслительный типы, опросник Г.Айзенка и Спилбергера), с особенностями межполу-шарной организации мозга (схема "палец - локоть - глаз" с использованием критериев А.Р.Лурия (1969)). Результаты: Латентно-леворукие испытуемые чаще принадлежали к художественному ти-пу, а латентно-праворукие - к мыслительному. Повышенная эмоциональность и тревожность кор-релируют с преимущественно левонаправленными латеральными движениями глаз (W.Montgomery, G.Sones, 1984). 4. Исследование Л.А.Шмаковой и С.Е.Волошенко (1983). Сравнение показателей "рукости" (аплодирования) с личностными особенностями (ММРI). Результаты: женщины с правым типом аплодирования эмоционально более стабильны и экстравертированы, чем женщины с левым типом; последние обнаруживают большую тревож-ность, инвертированность и большее число соматических жалоб. 5. В.Н.Кляйн, В.А.Москвин и А.П.Чуприков (1986). 200 здоровых мужчин в возрасте от 20 до 40 лет. Выявление связи между типом межполушарной организации (схема "рука - глаз - ухо") и личностными особенностями (ММРI, ПДТ (психодиагностический тест Л.Т.Ямпольского, 1982), Спилбергера-Ханина (Ю.Л. Ханин, 1976), Айзенка и Люшера). Результаты: по мере нарастания леволатеральных признаков у испытуемых возрастают значения таких шкал, как "нейротизм", "депрессия", "психотизм". Наибольшая выраженность по-добных эмоционально-личностных черт наблюдалась у праворуких лиц с ведущими левыми ухом и глазом. Авторы высказали гипотезу "о нарастании дисбаланса личностных свойств и соответст-вующем снижении устойчивости к эмоциональному стрессу по мере сглаживания функциональ-ной асимметрии мозга". 5а. В.А.Москвин (1990). Здоровые испытуемые: 330 человек студентов - 124 мужчины и 206 женщин, и 276 мужчин со средним образованием в возрасте от 20 до 30 лет. Исследование связи эмоционально-личностных характеристик с индивидуальными профилями асимметрий. Результат: у мужчин со скрытой леворукостью (особенно при левом доминантном локте) возрастают показатели по таким шкалам ПДТ, как "шизоидность", "интрапсихическая дезоргани-зация", "гипотамия", "конформность", "совестливость", "робость", "эстетическая впечатлитель-ность", "женственность". Увеличивается показатель "нейротизма" по тесту Айзенка и значения шкал тревожности по тесту Спилбергера-Ханина. У женщин связь вариантов межполушарной ор-ганизации мозга с эмоционально-личностными характеристиками оказалась более вариабельной. 5б. Согласно модели латеральной мозговой организации эмоциогенных систем, предло-женной А.П.Чуприковым (1975), левополушарные эмоциогенные системы (корковые и подкорко-вые образования) связаны с "гиперстеническими" эмоциями (эйфория, мания, гнев, тревога), а правополушарные - с "астеническими" эмоциями (печаль, тоска, апатия, страх). 6. Существуют работы, отрицающие связь профиля латеральных признаков с индивидуально-психологическими особенностями. 6а. Ф.Алберт и Т.Токо (F.Albert, T.Tocco, 1980) используя опросники и Блау-тест (тест на вращение), пришли к заключению, что дети, отстающие в обучении и имеющие эмоциональные нарушения, существенно не отличаются по признакам латеральной организации мозга от здоро-вых детей. 6б. Не обнаружена связь "рукости" с тревожностью (опросник Спилбергера) у взрослых лиц (А.Веаton, J.Моsе1еу, 1984). Однако в целом подобных работ явно меньше тех, которые утверждают зависимость между латеральными признаками и особенностями эмоциональной сферы. 7. Изучение эмоционально-личностной сферы у "чистых" левшей (т.е. лиц, счи-тающих себя левшами и обнаруживающих левосторонние признаки по всем мануальным тестам). В настоящее время в нейропсихологии сложилось представление о том, что мозговая орга-низация психических процессов у левшей имеет особый специфический характер, качественно от-личный от таковой у правшей. Ряд авторов отмечает у левшей особые эмоционально-личностные черты по сравнению с праворукими испытуемыми. Многие исследователи (В.А.Москвин, 1988; А.В.Семенович, 1988; и др.) указывают на ге-терогенность левшества, на существование "вторичного" вынужденного левшества, связанного с пренатальным или постнатальным поражением левого полушария или с поражением правой руки. В.А.Москвин (1988) на выборке левшей (41 унилатеральных "чистых" левшей и 20 правоглазых "нечистых" левшей) показала, что унилатеральные левши характеризуются повышенными значе-ниями показателей по таким шкалам ПДТ, как "тревожность", "ипохондрия", "фобия", "параной-яльность", "интрапсихическая дезорганизация", "конфликты узкого круга", "конформность", "со-вестливость", "робость". У них повышены показатели по шкале "нейротизм" Айзенка и шкалам тревожности Спилбергера-Ханина. У правоглазых леворуких ("нечистых") левшей выявлена об-ратная закономерность. Таким образом, имеются данные о том, что эмоционально-личностные черты по-разному связаны с "рукостью", "ведущим глазом" и "ведущим ухом". ИТОГ. 1. профиль латеральности определялся разными авторами с помощью различных методик, это затрудняет сравнение результатов. 2. понятие "эмоционально-личностные черты" достаточно расплывчато. В литературе от-сутствует четкое представление о психологической структуре "эмоциональной" или "эмоциональ-но-личностной сферы" или хотя бы о ее основных параметрах. Тем не менее, большинством авто-ров отмечается связь между "рукостью" и такими эмоционально-личностными качествами, как "тревожность", "нейротизм" и др. Совершенно очевидно, что проблема связи межполушарных от-ношений с эмоционально-личностными качествами далека от своего решения. 8. Восприятие эмоциональных стимулов, в мимической экспрессии положи-тельных и отрицательных эмоций. Преимущественное активирование левого или правого полушарий мозга зрительными сти-мулами достигается предъявлением их в латеральные (левое или правое) зрительные полуполя. В ряде работ раздельное предъявление стимулов в правое или левое полушарие мозга достигалось с помощью тахистоскопа или специальных контактных линз. Результаты такого рода исследований свидетельствуют о связи положительных эмоций с преимущественной активностью левого полушария, а отрицательных - правого. 1. С.Даймонд с соавторами (1976) обнаружил, что содержание просмотренного фильма по-разному оценивается при его предъявлении в правое или левое полушария: правое полушарие свя-зано с преимущественной оценкой "неприятного и ужасного", а левое - "приятного и смешного". 1а. В другой работе эти авторы показали, что сердцебиение значимо увеличивается, когда левое полушарие "воспринимает" смешной фильм, а правое "смотрит" страшный фильм. Если правое полушарие "воспринимает" смешной фильм, частота сердечного ритма значимо не увели-чивается. 2. М.Нател и Р.Гур (1981) показали, что правополушарные оценки нейтральных лиц более негативны, чем левополушарные. Время опознания лицевого выражения "радости" оказалось су-щественно меньше при предъявлении слайда в правое полуполе зрения (т.е. в левое полушарие), чем в противоположное. При "печали" соотношение было обратным. Одно и то же содержание ут-верждений вызывает неприятие у людей с преимущественной активацией правого полушария и положительное отношение к нему - с преимущественной активацией левого. Об активации того или иного полушария авторы судили по преимущественно правосторонним или левосторонним движениям головы или глаз или по степени подвижности и интенсивности мимической экспрес-сии одной половины лица. Испытуемые с левосторонней активностью высказывают более опти-мистические оценки исхода различных эмоциональных событий, чем с правосторонней активно-стью. С помощью того же метода было показано, что эмоционально-положительные вопросы вы-зывают преимущественную активацию левого полушария по сравнению с отрицательными. 3. Левое полушарие более устойчиво к изменению настроения: при изменении настроения, созданного с помощью процедуры "квазигипнотической индукции", оценка лицевых экспрессии ухудшается при предъявлении их в правое полушарие и не меняется при предъявлении их в левое. 4. Преимущество левого полушария в регуляции и позитивного, и негативного аффекта. П.Рентер-Лоренц с соавторами (1983) установили, что преимущество правого и левого полушария при узнавании эмоциональных выражений лиц различного знака связано с преобладанием правой или левой руки; у правшей (и левшей с инвертированным положением руки при письме) время реакции в ответ на изображение лиц с веселым выражением было короче при предъявлении в пра-вое поле зрения (в левое полушарие) по сравнению с левым, а в ответ на изображение лиц с пе-чальным выражением результаты были обратными. У левшей с неинвертированным положением руки при письме латеральные различия имели противоположный характер. Слова с разным эмоциональным значением также по-разному "воспринимаются" правым к левым полушарием. По данным Э.Штрауса (1983), эмоционально-позитивные слова узнаются бо-лее точно, чем негативные, если подаются в левое полушарие, хотя и негативные слова лучше уз-навались левым полушарием, а не правым. Однако Р.Гравис с соавторами (1981) показали, что для негативных слов существует предпочтение правого полушария, что характерно только для муж-чин. По данным Дж. Борода с соавторами (1981), активная (по инструкции) экспрессия положи-тельной эмоции ("приветствие") положительно коррелирует с левополушарной доминантностью, а экспрессия отрицательной эмоции ("отвращение") обнаружила отрицательную корреляцию с этим фактором. Последнее характерно лишь для женщин, у мужчин корреляция значимого уровня не достигла. М.Н.Русалова (1987) обнаружила, что эмоциональный фон, оцениваемый по мимической экспрессии, зависит от степени активизированности речевого полушария: при высоком уровне ак-тивации преобладают положительные эмоции, при снижении - отрицательные. В.Дорсон с соавторами (1984) выявили большую подвижность и выразительность левой половины лица по сравнению с правой при задании вызвать у себя как радостное, так и печальное выражение лица, вспомнив реальные ситуации из собственного опыта. Фотографии лиц, состав-ленные из одних левых половин, более интенсивно по сравнению с правосторонними отражают негативные эмоции отвращения и гнева. Таким образом, вопрос о полушарном "восприятии" вербальных стимулов с разным эмо-циональным значением остается пока открытым. Эти и ряд других работ указывают на существо-вание определенной зависимости между активностью левого или правого полушария и восприяти-ем эмоциональных стимулов и эмоциональной экспрессией. Однако, видимо, существует несколь-ко факторов, определяющих эту зависимость: тип межполушарной, асимметрии мозга, пол, воз-раст и др., роль которых изучена достаточно. Важны и методические особенности работы. В целом в настоящее время проблема роли левого и правого полушарий мозга в обеспечении эмоций (у нормы) исследуется главным образом в двух аспектах, а именно: изучается связь типа межполушарной асимметрии с эмоционально-личностной сферой и особенности восприятия эмо-циональных стимулов и эмоциональной экспрессии при активации левого или правого полушария мозга. Можно отметить определенную согласованность экспериментальных данных, полученных разными авторами и с помощью различных методик. Согласно результатам, полученным боль-шинством авторов, структуры левого и правого полушарий мозга по-разному связаны с регуляци-ей положительных и отрицательных эмоций, а также с такими эмоционально-личностными каче-ствами, как тревожность, нейротизм, психотизм, депрессия, робость, конформность и др. Лица с "правополушарным" типом асимметрии (т.е. с признаками функционального доми-нирования левого полушария) характеризуются меньшими значениями указанных эмоционально-личностных качеств по сравнению с лицами, имеющими "левополушарный" тип асимметрии (при-знаки функционального доминирования правого полушария). Левое полушарие, согласно боль-шинству экспериментальных данных, в большей степени "чувствительно" к положительной эмо-циональной стимуляции, правое - к отрицательной. Эти две группы фактов могут быть объяснены пока только как свидетельство различных функций левого и правого полушарий в осуществлении эмоциональных процессов и состояний. Однако сами эмоциональные явления (эмоциональная ре-акция определенного знака и эмоционально-личностные качества) относятся к разным классам эмоциональных явлений, и найти корреляцию между ними еще не означает доказать сходство их природы или их механизмов. Следует отметить, что литературные данные в ряде случаев противоречат этим закономер-ностям, что может означать и различие методических приемов исследования, и наличие скрытых, еще неизученных факторов, влияющих на характеристики эмоциональной сферы здоровых испы-туемых. Достаточно уязвимым во всех исследованиях, посвященных проблеме связи "левополушар-ных" или "правополушарных" признаков доминирования с эмоционально-личностными качества-ми, является то, что авторы, как правило, ограничивались оценкой лишь моторных признаков асимметрии, не изучая одновременно и сенсорные. Однако моторное "правшество" или "левшест-во" характеризует лишь один из аспектов межполушарной асимметрии и может сочетаться с раз-личными видами сенсорной асимметрии. Это обстоятельство создает трудности при изучении ука-занной проблемы. Исследования особенностей нарушения эмоционально-личностной сферы у больных с локальными поражениями левого или правого полушарий мозга Роль левого и правого полушарий мозга в регуляции эмоций за последние годы начала ин-тенсивно изучаться в клинике локальных поражений головного мозга в качестве одного из на-правлений клинической и экспериментальной нейропсихологии. Данная проблема составляет часть более широкой нейропсихологической проблемы мозго-вой организации эмоций. Наряду с латеральными (полушарными) особенностями мозговой орга-низации эмоций в нейропсихологическую компетенцию входит также изучение и региональных особенностей их организации - т.е. изучение той роли, которую играют различные отделы мозга внутри полушарий в обеспечении эмоций. Не менее важным разделом нейропсихологии эмоций является также и анализ роли средин-ных неспецифических образований различных уровней мозговой организации эмоций. Можно отметить в целом, что проблема латеральной специфики мозговой организации эмоций разработана пока еще в нейропсихологии явно недостаточно. 1. Ряд работ свидетельствует о том, что эмоциональные нарушения при поражении правого полушария выражены ярче и встречаются чаще, чем при поражении левого полушария. По дан-ным С.В.Бабенковой (1971), правосторонние инсульты, как правило, наряду с нарушением ориен-тировки в пространстве, анозогнозией, характеризуются выраженными эмоциональными рас-стройствами, общей неадекватностью, некритичностью оценок. Другие авторы также отмечают у правополушарных больных лабильность эмоциональной сферы, неспособность к контролю за эмоциональными реакциями. 2. Эксперименты на узнавание эмоционально-выразительных лиц. Д.Бауэр с соавторами (1985) обнаружили, что больные с поражением правого полушария выполняют задание на оценку идентичности изображенных на фотографиях лиц независимо от знака эмоционального выраже-ния хуже, чем больные с поражением левого полушария и больные контрольной группы. Наруше-ние опознания мимики людей у больных с правосторонними очагами поражения установлено и другими авторами (Л.С.Цветкова и др., 1984; и др.). 3. Роль правого полушария в эмоциональной интерпретации любого, даже вербального ма-териала. М.Cicone с соавторами (1980) установили, что представление эмоциональных задач на узнавание в вербальной форме у правополушарных больных не улучшает исполнения. В ряде ис-следований (H.Carder et al., 1975) показано, что правополушарные больные в отличие от левопо-лушарных часто путают полярные противоположности в выборе слова, обозначающего эмоцио-нальное событие. По мнению R.Campbell (1982), это является существенным основанием для под-тверждения того, что правополушарные больные лишены способности понимать эмоциональный смысл события даже в тех случаях, когда задача представлена вербально, а не в зрительно-пространственной форме. 4. Наблюдения за изменением настроения больных по лицевой экспрессии (мимике, частоте улыбок, слез и т. п.) и данные о характере нарушения восприятия, различения, запоминания, клас-сификации эмоционально положительных и эмоционально отрицательных стимулов. В различных работах, выполненных на эту тему, представлен широкий набор эмоциональ-ных стимулов (от эмоционально-выразительных лиц до слов и рассказов с эмоциональным оттен-ком). 4а. При одностороннем интракаротидном введении амитала натрия в левую сонную арте-рию возникают преимущественно "катастрофические" эмоциональные реакции, а в правую - со-стояние благодушия, индифферентности (K.Goldstein, Г.П.Корнянский и др., 1965). 4б. Y.Yainotty (1972) обнаружил, что больные с поражением доминантного полушария реа-гируют на неудачу бурными слезами, отказываются выполнять задание, в то время как больные с очагами в недоминантном полушарии индифферентно реагируют на неудачу. 4в. В.Деглин (1970) обнаружил изменения лицевой экспрессии после унилатеральной элек-тросудорожной терапии: после правосторонней лицо отражает более позитивные эмоции, чем по-сле левосторонней. 4г. О.А.Сидорова обнаружила, что при поражении правого полушария мозга опознание эмоциональной экспрессии нарушается в большей степени, чем при поражении левого, а распо-знавание мимических компонентов эмоций преимущественно связано с деятельностью левого по-лушария, в то время как опознание интонации - с деятельностью правого, что является свидетель-ством в пользу участия речи в процессе идентификации мимических показателей эмоций. Этот факт позволяет думать также о различиях в межполушарной асимметрии при обработке информа-ции, связанной с восприятием зрительных и слуховых эмоциогенных раздражителей. Анализ особенностей опознания эмоциональной экспрессии показал, что поражение височ-ных областей вызывает более глубокие дефекты в опознании мимики и интонации, чем поражение лобно-теменных отделов. Иными словами, в исследовании О.А.Сидоровой впервые была установ-лена связь афазии с опознанием эмоций, а также получены данные относительно корреляции де-фектов опознания с формой афазии и топикой поражения мозга. Существенно, что наибольшая эффективность процесса опознания эмоциональных состоя-ний человека оказалась связанной с работой лобно-теменных и височных отделов обоих полуша-рий. Это подтверждает идею о взаимодействии полушарий мозга в процессе реализации этой функции. О.А.Сидорова проанализировала физиологические показатели эмоциональных реакций у больных с очаговыми поражениями левого и правого полушарий мозга при мысленном воспроиз-ведении и распознавании эмоций. С помощью комплекса методик были обследованы пациенты, у которых в результате пора-жения различных участков мозга нарушена речь - экспрессивная или импрессивная (сенсорные или моторные отделы речевой зоны коры). Кроме того, были исследованы больные с поражением симметричных зон правого полушария (соответственно височных и заднелобных). Контрольную группу составили здоровые испытуемые. Показано наличие перекрестного и реципрокного взаимодействия между заднелобными и височными отделами левого и правого полушарий, выявлена связь между знаком эмоций и раз-личными характеристиками вегетативных процессов. Автором экспериментально показана доми-нирующая роль правого полушария при реализации эмоции страха, и левого - при эмоции гнева. 4д. Сейкэм, проанализировав 119 случаев патологического смеха и плача, пришла к заклю-чению, что патологический смех, как правило, связан с правосторонними очагами поражения, а плач - с левосторонними. Операция по удалению правого полушария устойчиво приводила к эй-форическому изменению настроения. У 91 больного с насильственным смехом локализация эпи-лептического очага располагалась в правом полушарии. Больные с сосудистым поражением правого полушария менее точно распознавали мимиче-ские выражения отрицательных, эмоций по сравнению с положительными, хуже воспринимали их и хуже изображали сами по сравнению с больными, у которых было поражено левое полушарие. С помощью кластерного анализа авторы обнаружили, что классификация эмоций максимально от-личается от нормальных показателей у больных с поражением правого полушария (для названий негативных эмоций). Непосредственное запоминание и воспроизведение эмоционально отрица-тельного рассказа больше страдало у больных с поражением правого полушария по сравнению с левосторонними больными. ИТОГ. Существует большое число работ, показывающих преимущественную связь левого полу-шария с реализацией позитивных, а правого - негативных эмоций. Ряд авторов, обобщив материал относительно связи эмоций с полушарной асимметрией мозга на здоровых испытуемых и больных с органическими поражениями мозга, пришли к следующим выводам: выражение эмоций и соот-ветствующее поведение в большей степени представлены в правом полушарии; правое полушарие является "негативно ориентированным", а левое - "позитивно ориентированным" полушарием. Однако, как считает П.В.Симонов (1987), было бы упрощением думать, что "центры" положитель-ных эмоций локализованы в левом полушарии, а "центры" отрицательных эмоций - в правом. Возможно, полушария ответственны прежде всего за восприятие и когнитивный анализ эмоцио-нально-ассоциированных сенсорных образов. В таком случае деятельность полушарных лимбико-кортикальных систем, разделенных на лимбическом (миндалина, гиппокамп) и связанных на кор-ковом уровне, обеспечивает восприятие и анализ позитивно-ассоциированных сенсорных стиму-лов преимущественно в левом полушарии (что может опосредованно инициировать положитель-ные эмоции), а анализ негативно-ассоциированных сенсорных образов - в правом (что, соответст-венно, может приводить к инициации отрицательных эмоциональных реакций и состояний). Обзор работ о специфической роли левого и правого полушарий головного мозга в обеспе-чении эмоций, выполненных как на здоровых лицах, так и на больных с локальными поражениями головного мозга, несмотря на обилие и достаточную пестроту фактов, позволяет все-таки сделать некоторые выводы. 1. клинические и экспериментальные данные заставляют предположить особую роль право-го полушария в восприятии эмоций и в их выражении в целостном эмоциональном реагировании. Существует, по-видимому, некая первичная "эмоциональность" правого полушария или особый правосторонний эмоциональный модус переработки информации, отличный от более когнитивно-го левостороннего. Этот факт (или группа фактов) нуждается еще в тщательном эксперименталь-ном изучении природы этого явления. 2. можно считать установленной неидентичность роли левого и правого полушарий в обес-печении эмоциональных явлений. Однако здесь нет единства взглядов: большинство авторов свя-зывают с левым полушарием положительное эмоциональное реагирование, а с правым - отрица-тельное, однако некоторые авторы придерживаются противоположной точки зрения. Нет ясности и в том, как связывать с работой левого и правого полушарий мозга другие, кроме знака, парамет-ры эмоций. Литература. 1. Брагина Н.Н., Доброхотова Т.А. «Функциональные асимметрии человека». М.: Ме-дицина, 1988. 2. Данилова Н.Н., Крылова А.Л. «Физиология высшей нервной деятельности: Учеб-ник». М.:Учебная литуратура, 1997. 3. Доброхотова Т.А. «Эмоциональная патология при очаговых поражениях мозга». М.: Медицина, 1974. 4. Доброхотова Т.А., Брагина Н.Н. «Функциональная асимметрия и психологи очаго-вых поражений мозга». М.: Медицина, 1977. 5. Доброхотова Т.А., Брагина Н.Н. «Функциональная асимметрия и психопатология очаговых поражений мозга». М.: Медицина, 1977. 6. Лурия А.Р. «Высшие корковые функции». М.: Академический проект, 2000. 7. Лурия А.Р. «Основы нейропсихологии». М.: «Академя», 2003. 8. Семенович А.В. «Межполушарная организация психических процессов у левшей». М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1991. 9. Сидорова О.А. "Нейропсихология эмоций". М.: Наука, 2001. 10. Функциональная межполушарная асимметрия: Хрестоматии / Под ред. Н.Н.Боголепова, В.Ф.Фокина. М.: Научный мир, 2004. 11. Хомская Е.Д. «Нейропсихология». М.: Психология, 2002 12. Хомская Е.Д., Батова Н.Я. «Мозг и эмоции». М.: Изд-во МГУ, 1992. 13. Хрестоматия по нейропсихологии / Отв. Ред. Е.Д.Хомская. М.: РПО, 1999. ПОЛНЫЙ ВАРИАНТ РЕФЕРАТА ВЫ СМОЖЕТЕ СКАЧАТЬ ЗАРЕГИСТРИРОВАВШИСЬ.
|