Главная » Файлы » Психология труда [ Добавить материал ]

Факторы выбора профессии
06 Июня 2003, 11:53:21
Факторы выбора профессии
План:
1. Субъективные, объективные и дополнительные факторы выбора профессии.
2. Ошибки профессионального самоопределения.
3. Методы изучения сложностей, ошибок профессионального самоопределения школьников.

Центральным звеном профессионального самоопределения является выбор профессии.
Выбор профессии – сложный процесс, заключающийся в соотнесении субъекта выбора (того, кто выбирает) с объектом выбора (что выбирается).
На процесс выбора профессии действуют различные факторы:

Субъективные (внутренние) факторы выбора профессии:
1. Интересы (познавательный, профессиональный интерес, склонности)
2. Способности (как психологические механизмы, необходимые для успеха в деятельности)
3. Темперамент и характер
4. Информированность о мире профессий

Объективные (внешние) факторы выбора профессии :
1. Потребности экономического региона в кадрах той или иной профессии;
2. Требования, которые предъявляет профессия к состоянию здоровья, психофизиологическим свойствам и психологическим качествам человека;
3. Профессионально-образовательные возможности оптанта (уровень образования, школьная успеваемость, статус школы, дополнительная подготовка, квалификация);
4. Перспективы профессионального роста, карьеры, повышения квалификации;
5. Особенности выбираемой профессии (условия труда, оплаты, престиж, имидж профессии в обществе)

Дополнительные факторы:
1. Социальные условия, окружение
2. Ситуация в семье (материальное положение, образовательный уровень родителей и т.д.)
3. Мотивы выбора профессии, жизненные ценности, прошлый опыт
4. Представление о будущем

Ситуация выбора профессии осложняется рядом причин:
• Отсутствие информации о некоторых существенных характеристиках профессионального выбора;
• Отсутствие немедленной обратной связи о результатах профессионального выбора;
• Несформированностью правил, критериев и способов выбора;
• Трудностями самообучения;
• Отсутствием опыта принятия подобных решений в прошлом и т.д.

Необходимость учета многих факторов, высокая неопределенность при выборе профессии приводят к ошибкам и затруднениям профессионального выбора. Выделяют следующие причины ошибочного профессионального выбора :
▪ Отношение к выбору профессии как к выбору «пожизненного пристанища» - раз и на всю жизнь. На самом деле, в условиях динамичного экономического развития общества, технологического прогресса человеку нередко приходится несколько раз в течение жизни менять специальность или профессию;
▪ «Предрассудки чести» - необоснованный взгляд на некоторые профессии, считающиеся не престижными, неприличными, не модными и т.д.
▪ Выбор профессии под прямым или косвенным влиянием друзей, родственников, знакомых;
▪ Перенос отношения к человеку – представителю профессии – на саму профессию;
▪ Отождествление учебного предмета в школе с профессией;
▪ Увлечение только внешней или какой-либо одной стороной профессии (привлекательность профессий менеджера, топ-модели, актера и т.д.);
▪ Незнание или недооценка своих физических возможностей и способностей;
▪ Незнание основного содержания трудовых действий и операций выбираемой профессии или слабое представление о ней.

Знание возможных ошибок профессионального самоопределения позволяет правильно и своевременно выявлять их, строить профориентационную работу с учетом конкретной ситуации клиента.

Изучение наиболее часто встречающихся затруднений в процессе профессионального самоопределения

Изучение наиболее часто встречающихся затруднений в процессе профессионального самоопределения можно провести с помощью специально разработанного опросника «Выбор профессии».
Опросник включает в себя 21 утверждение, характеризующее возможные затруднения профессионального выбора. Школьникам предлагается отметить те, которые они считают для себя верными. Методика может проводиться групповым способом. Каждому ученику для работы необходим бланк утверждений и бланк ответов.

Инструкция: «Вам предлагается перечень утверждений. Внимательно прочтите их, и те, с которыми вы согласны, отметьте в бланке ответов».

Анализ полученных данных:
Методика содержит в себе 6 субшкал (категории затруднений профессионального выбора), которые кратко можно охарактеризовать так:
1 субшкала - подросток не может выбрать профессию, путь ее получения (место учебы); утверждения
2 субшкала - не уверен в своих силах, сомневается в своей успешности в данной профессии; утверждения
3 субшкала - несамостоятельный выбор профессии, места учебы (под влиянием значимых людей: родителей, учителей, друзей и т.п.) утверждения
4 субшкала - выбор профессии по престижу, оплате без учета своих возможностей и способностей по отношению к данной профессии; утверждения
5 субшкала - категоричность выбора профессии, нежелание рассматривать другие варианты как альтернативные; утверждения
6 субшкала - выбор легкого пути, того места учебы (работы), куда легче всего поступить. утверждения
За каждый ответ «Да» начисляется один балл по соответствующей шкале, вопрос 17 – 1 балл за ответ «нет».

В методике выделяется три уровня затрудненности процесса профессионального самоопределения:
1) низкий - затруднения испытуемому не свойственны или свойственны незначительные (от 0 до 6 баллов);
2) средний - подросток испытывает значительные затруднения в процессе профессионального выбора (от 6 до 10 баллов);
3) высокий - испытывает очень сильные затруднения в профессиональном выборе, требуется специальная помощь (более 10 баллов).

Опросник для старшеклассников «Выбор профессии»

1. Мне достаточно моих способностей и умений для получения выбранной профессии.
2. Выбранная профессия является высокооплачиваемой.
3. Эту профессию выбрали мои друзья.
4. Профессию посоветовали мне родители.
5. Для приобретения профессии не требуется больших усилий.
6. Значимый для меня человек обладает данной профессией.
7. Профессия является престижной, модной.
8. Профессия требует общения с разными людьми.
9. Я уже выбрал профессию, и другие варианты меня не интересуют.
10. Я прислушиваюсь ко всем советам о моем профессиональном выборе.
11. В профессиональном выборе я чувствую беспомощность и мне нужна чья-либо поддержка, помощь.
12. Мои требования к профессии такие же обычные, как и у моих сверстников.
13. В выборе профессии мне явно не хватает собственной решительности.
14. Я чувствую себя значительно уверенней, когда знаю, что мой профессиональный выбор поддерживает кто-то.
15. Совершенно не знаю, какими критериями мне руководствоваться в выборе профессии.
16. Совершенно не знаю, с чего мне начать свой профессиональный путь.
17. Даже если профессия уже выбрана, стоит еще и еще раз подумать на эту тему.
18. В выборе профессии я слишком поддаюсь чужому влиянию.
19. У меня нет устойчивых взглядов на мое профессиональное будущее.
20. Лучше идти учиться туда, куда точно поступишь, а не рисковать.
21. Боюсь, что получить выбранную профессию будет слишком трудным для меня.
22. Неважно, какую профессию выбрать, главное, чтобы она обеспечивала материально, приносила большой доход
23. Я интересуюсь только одной профессией, т.к. она единственная мне подходит

Категория: Психология труда | Добавил: Ok$anka
Просмотров: 4358 | Загрузок: 0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]