ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОПРОСНИКА В МЕДИЦИНЕ И ПЕДАГОГИКЕ Подростковый возраст является периодом становления характера — в это время формируется большинство характерологических типов. Именно в этом возрасте различ-ные типологические варианты нормы («акцентуации характера») выступают наиболее ярко, так как черты характера еще не сглажены и не скомпенсированы жизненным опы-том. У подростков от типа акцентуации характера зависит многое — особенности тран-зиторных нарушений поведения («пубертатных кризов»), острых аффективных реакций и неврозов (как в их картине, так и в отношении вызывающих их причин). Тип акцентуа-ции также в значительной мере определяет отношение подростка к его соматическим за-болеваниям, особенно длительным. Акцентуация характера выступает как важный фак-тор преморбидного фона при эндогенных психических заболеваниях и как фактор пред-располагающий при реактивных нервно-психических расстройствах. С типом акцентуа-ции характера необходимо считаться при разработке реабилитационных программ для подростков. Этот тип служит одним из главных ориентиров для медико-психологических рекомендаций, для советов в отношении будущей профессии и трудоустройства, а по-следнее же весьма существенно для устойчивой социальной адаптации. Знание типа ак-центуации характера важно при составлении психотерапевтических программ в целях наиболее эффективного использования разных видов психотерапии (индивидуальной или групповой, дискуссионной, директивной и др.). Тип акцентуации указывает на слабые места характера и тем самым позволяет предвидеть факторы, способные вызвать психогенные реакции, ведущие к дезадапта-ции, — тем самым открываются перспективы для психопрофилактики. В педагогике данный метод может быть использован для воспитательской работы. Исследование можно проводить сразу с группой подростков при условии, чтобы они не могли подглядывать номера выборов друг у друга и советоваться друг с другом. Подро-сткам объясняется, что предлагаемый метод позволяет определить тип характера. После обработки результатов проводится специальное занятие. На нем каждый подросток по-лучает карточку с обозначением номера установленного у него типа (названия типов во избежание недоразумений лучше не сообщать). Далее проводивший исследование пси-холог или педагог рассказывает группе подростков особенности всех типов в доступной для них форме, специально указывая на слабые и сильные стороны каждого типа — по-добные занятия оказывают определенное коррекционное влияние на подростков. Наконец, без знания характера подростка трудно бывает решать семейные про-блемы, роль которых в развитии нарушений у подростков чрезвычайно велика. При пси-хопатиях и акцентуациях характера у подростков их родители нередко имеют весьма не-точное представление об особенностях характера своего сына или дочери, следствием чего бывает неправильное к ним отношение, неадекватные требования, а отсюда взаим-ное непонимание и конфликты. Определение типа характера у подростка может способствовать поэтому успеху семейной терапии, психологической коррекции внутрисемейных отношений. Другой важной задачей патохарактерологического обследования подростка явля-ется диагностика типов патологических девиаций характера: типов конституциональных психопатий, психопатических развитий (патохарактерологических формирований) и иных психопатоподобных нарушений. Типы здесь, по сути дела те же, что и при акцен-туациях характера, но крайне заострившиеся, приобретшие патологическую форму, т.е. перешедшие на новый качественный уровень. Данные патохарактерологического исследования могут дать сведения, важные для дифференциального диагноза между психопатиями и преходящими психопатоподобны-ми нарушениями поведения, возникшими на фоне акцентуаций характера. Однако окон-чательное заключение здесь делается психиатром на основе всей совокупности сведений, которыми он располагает. Все сказанное делает достаточно актуальным патохарактерологическое обследо-вание подростка с целью определения типа акцентуации характера или типа психопатии. Кроме того, обследование позволяет дать оценку некоторым другим личностным особенностям подростка — психологической склонности к алкоголизации, к делинквент-ному поведению, к диссимуляции черт своего характера и системы своих личностных отношений, к повышенной откровенности, а также оценить соотношение черт мужест-венности-женственности в системе личностных отношений. Эти показатели включены в основной код оценки результатов, т.к. как они исполь-зуются в качестве дополнительных баллов при определении типов характера. Специальные дополнительные шкалы предназначены для оценки склонности к депрессиям, риска социальной дезадаптации, возможности формирования психопатий (расстройства личности), риска злоупотребления наркотиками и другими дурманящими средствами, риска ранней половой жизни у девочек и для дифференциальной диагности-ки истинных и демонстративных попыток самоубийства у подростков. ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ МЕТОДА Метод патохарактерологического исследования подростков, названный Патоха-рактерологическим Диагностическим Опросником (ПДО), предназначен для определения в возрасте 14–18 лет типов акцентуации характера и типов психопатий, а также сопря-женных с ними некоторых личностных особенностей (психологической склонности к ал-коголизации, делинквентности и др.), перечисленных в предыдущем разделе. ПДО может быть использован психиатрами, медицинскими психологами, врачами других специаль-ностей и педагогами, получившими специальную подготовку по медицинской психоло-гии. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ Предпосылками для создания ПДО послужили опыт психиатрии и концепция пси-хологии отношений. На основании описания типов патологических характеров в руководствах и моно-графиях: Э.Крепелина, Э.Кречмера, К.Шнайдера, П.Б.Ганнушкина, Г.Е.Сухаревой, К.Леонгарда, А.Е.Личко были составлены наборы фраз, отражающие отношения при разных типах характера к ряду жизненных проблем, актуальных в подростковом возрас-те. В число таких проблем вошли оценка собственных витальных функций (самочувст-вие, сон, аппетит, сексуальное влечение) отношение к окружению (родителям, друзьям, незнакомым и т.д.) и к некоторым абстрактным категориям (к правилам и законам, к опе-ке и наставлениям, к критике в свой адрес и др.). В эти наборы были включены фразы индифферентные, не имеющие диагностического значения. Принцип отношения к личностным проблемам, заимствованный из психологии отношений (А.Ф.Лазурский, С.Л.Франк, В.Н.Мясищев), был использован для диагности-ки типов характера, т.к. оценка испытуемым своих отношений оказалась более объектив-ной и надежной, чем данные исследований, в которых подростку предлагают самому от-метить у себя те или иные черты характера. ДАННЫЕ О ВАЛИДНОСТИ И НАДЕЖНОСТИ Валидность метода в среднем равна 0,85. Правильность диагностики разных типов психопатий и акцентуаций характера была определена на основании диагностической оценки с помощью ПДО с клинической оценкой типа при стационарном наблюдении подростков с учетом всех имеющихся анамнестических данных. Оказалось, что клинически диагностированные типы психопатий и акцентуаций характера распознаются с помощью ПДО в следующем проценте случаев: гипертим-ный — 86%, лабильный — 77%, сенситивный — 86%, шизоидный — 75%, эпилептоид-ный — 78%, истероидный — 83%, неустойчивый — 87%. Для практической работы не менее важно знать, какова вероятность правильной диагностики для каждого определенного с помощью ПДО типа и каковы будут наиболее частые расхождения с клинической оценкой (см. таблицу 1). Таблица 1 Вероятность правильной диагностики типов психопатий и акцентуаций харак-тера с помощью ПДО (валидность метода) Типы, диагностированные с помощью ПДО Вероятность совпадения с клинической оценкой (%) Наиболее частые расхождения при ошибках (тип при клинической оценке) Гипертимный (Г) Лабильный (Л) Сенситивный (С) Шизоидный (Ш) Истероидный (И) Эпилептоидный (Э) Неустойчивый (Н) Надежность метода (по данным В.А.Шаповала) определялась путем ретестирова-ния через месяц. В среднем результаты повторились у 71%, несмотря на вероятное действие факто-ра «мотивационной лабильности»: первое тестирование было осуществлено во время конкурсных экзаменов, второе — уже во время учебы после поступления. Высокая на-дежность оказалась у показателей мужественности-женственности (0,88), В-индекса (0,86) и психологической склонности к алкоголизации (0,83). Низкая надежность у пока-зателей конформности и диссимуляции — эти особенности, вероятно, зависят от теку-щих условий. КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ДИАГНОСТИРУЕМЫХ ТИПОВ С помощью ПДО могут быть диагностированы следующие типы психопатий и ак-центуаций характера, краткое описание которых приводится ниже. Гипертимный тип (Г). Такие подростки отличаются всегда хорошим, даже слег-ка повышенным настроением, высоким жизненным тонусом, брызжущей энергией, не-удержимой активностью, постоянным стремлением к лидерству, притом неформальному. Хорошее чувство нового сочетается с неустойчивостью интересов, а большая общитель-ность с неразборчивостью в выборе знакомств, в силу чего могут незаметно для себя ока-заться в дурной компании, начать выпивать (обычно предпочитая неглубокие степени опьянения), пробовать действие наркотиков и других токсических средств (но пристра-стия к ним в подростковом возрасте обычно не возникает). Правонарушения присущи групповые. Легко осваиваются в незнакомой и быстро меняющейся обстановке, но пере-оценивают свои возможности и строят чрезмерно оптимистические планы на будущее («хорошие тактики и плохие стратеги»). Неразборчивы в выборе приятелей и напарни-ков, отчего нередко бывают преданы ими. Плохо переносят одиночество, размеренный режим, строго регламентированную дисциплину, однообразную обстановку, монотонный и требующий мелочной аккуратно-сти труд, вынужденное безделье. Стремление окружающих подавить их активность и ли-дерские тенденции нередко ведет к бурным, но коротким вспышкам раздражения. Не злопамятны. Легко мирятся с теми, с кем поссорились. Разговорчивы, говорят быстро, с живой мимикой и жестами. Высокий биологиче-ский тонус проявляется всегда хорошим аппетитом, здоровым, крепким сном — встают бодрыми, отдохнувшими. Сексуальное влечение рано пробуждается и отличается силой. Быстро увлекаются, но и охладевают к сексуальным партнерам. Самооценка нередко не-плохая, но часто стараются показать себя более конформными, чем это есть на самом де-ле. Плохо совместимы с подростками эпилептоидного типа, от представителей шизоид-ного, сенситивного и психастенического типов стараются дистанцироваться. Первые проявления гипертимности нередко бывают с детства: неугомонность, шумливость, стремление командовать сверстниками, чрезмерная самостоятельность. Циклоидный тип (Ц). Встречается только в виде акцентуаций характера. При па-тологическом уровне развивается одна из форм нервно-психичеcкого расстройства — циклотимия. При циклоидной акцентуации фазы гипертимности и субдепрессии выраже-ны нерезко, обычно кратковременны (1–2 недели) и могут перемежаться длительными ннтермиссиями. В субдепрессивной фазе падает работоспособность, ко всему утрачива-ется интерес, подростки становятся вялыми домоседами, избегают компании. Неудачи и мелкие неурядицы тяжело переживаются. Серьезные нарекания, особенно унижающие самолюбие, способны навести на мысли о собственной неполноценности и ненужности и подтолкнуть к суицидальному поведению. В субдепрессивной фазе также плохо перено-сится крутая ломка стереотипа жизни (переезд, смена учебного заведения и т.п.). Падает биологический тонус, могут спать больше обычного, но встают вялыми, неотдохнувши-ми. Даже любимые кушанья не доставляют прежнего удовольствия. Половое влечение обычно снижается. В гипертимной фазе циклоидные подростки не отличаются от гипер-тимов. Самооценка формируется постепенно, по мере накопления опыта «хороших» и «плохих» периодов. У подростков она нередко бывает еще неточной, так как первые про-явления циклоидности начинаются только с половым созреванием. Иногда бывает выра-жена сезонность фаз: депрессии падают на зиму или на весну, а гипертимные периоды — на осень. В интермиссиях между субдепрессивными и гипертимными фазами никаких особенностей не обнаруживают. Лабильный тип (Л). Главная черта этого типа — крайняя изменчивость настрое-ния, которое меняется слишком часто и чрезмерно круто от ничтожных и даже незамет-ных для окружающих поводов. От настроения момента зависит и сон, и аппетит, и рабо-тоспособность, и общительность. Чувства и привязанности искренни и глубоки, особенно к тем лицам, кто сами к ним проявляют любовь, внимание и заботу. Велика потребность в сопереживании. Тонко чувствуют отношение к себе окружающих даже при поверхно-стном контакте. Всякого рода эксцессы избегают. К лидерству не стремятся. Тяжело пе-реносят утрату или отвержение со стороны значимых лиц. Самооценка отличается ис-кренностью и умением правильно подметить черты своего характера. Чрезмерная эмо-циональность обычно сочетается с вегетативной лабильностью: легко краснеют и блед-неют, меняется частота пульса, величина артериального давления. Нередко наблюдается довольно выраженная инфантильность: выглядят моложе своих лет. Лгать и скрывать свои чувства не умеют: настроение всегда написано на лице. Дети почти все наделены эмоциональной лабильностью. Поэтому о данном типе можно судить, если эти черты яр-ко выражены у подростков. Астено-невротический тип (А). Также встречается только в виде акцентуации характера. Патологический уровень проявляется чаше всего развитием неврастении. Главными чертами являются повышенная утомляемость, раздражительность и склон-ность к ипохондричности. Утомляемость особенно проявляется при умственных занятиях и в условиях соревнований. При утомлении аффективные вспышки возникают по ни-чтожному поводу. Самооценка обычно выражает ипохондрические установки. Сенситивный тип (С). У этого типа две главные черты — большая впечатли-тельность и чувство собственной неполноценности. В себе видят множество недостатков, особенно во внешности и в области качеств морально-этических и волевых. Замкнутость, робость и застенчивость выступают среди посторонних и в непривычной обстановке. С незнакомыми бывают трудны даже самые поверхностные формальные контакты, но с тем к кому привыкли, бывают достаточно общительны и откровенны. Ни к алкоголизации, ни к делинквентности склонности не обнаруживают. Непосильной оказывается ситуация, где подросток оказывается объектом неблагожелательного внимания окружения, когда на его репутацию падает тень или он подвергается несправедливым обвинениям или на-смешкам. Самооценка отличается высоким уровнем объективности. При этом типе не-редко бывает ярко выражена реакция гиперкомпенсации — стремление преуспеть имен-но в той области, где таится комплекс собственной неполноценности (например, пара-шютные прыжки, чтобы преодолеть робость; усиленные занятия гимнастикой, чтобы ис-править дефекты фигуры; стремление к общественной работе, чтобы преодолеть застен-чивость и т.п.). Сенситивные черты начинают выявляться с детства робостью, застенчи-востью, боязнью незнакомцев, но критическим является возраст 16–18 лет — вступление в самостоятельную социальную активность после многих лет учебы в привычном окру-жении сверстников. Некоторые действительные физические дефекты (например, заика-ние) могут способствовать заострению сенситивных черт или наслаивать их на некото-рые другие типы акцентуаций (эмоционально-лабильную, психастеническую, шизоид-ную). Необходимость отвечать не только за себя, но и за других, может наоборот, сгла-живать сенситивные черты. Психастенический тип (П). Главными чертами являются нерешительность, склонность к рассуждательству, тревожная мнительность в виде опасений за будущее — свое и своих близких, склонность к самоанализу и легкость возникновения навязчиво-стей. Черты характера обычно обнаруживаются в начальных классах школы — при пер-вых требованиях к чувству ответственности. Отвечать за себя и особенно за других бы-вает самой трудной задачей. Защитой от постоянной тревоги по поводу воображаемых неприятностей и несчастий служат выдуманные предметы и ритуалы. Если их не выпол-няют, то это крайне усиливает тревогу за будущее, за благополучие свое и близких, за успех дела, которым заняты. Нерешительность усиливается, когда надо сделать само-стоятельный выбор и когда решение касается маловажных повседневных проблем. На-оборот, вопросы серьезные, существенно отражающиеся на будущем, могут решаться с удивительной скоропалительной опрометчивостью. Алкоголизация и делинквентность в подростковом возрасте не присущи. Но при повзрослении могут обнаружить, что алко-голь способен снимать тревогу, неуверенность и внутреннее напряжение и тогда могут к нему пристраститься. В самооценке склонны находить у себя черты разных типов, вклю-чая совершенно не свойственные. Из-за чрезмерного педантизма, мелочной принципи-альности, доходящей до деспотизма, нередко плохо совмещаются с представителями почти всех типов акцентуаций характера, кроме шизоидов, которые внешне могут никак не реагировать на их поведение. Считается, что мелочный педантизм психастеников так-же служит для них психологической защитой от опасений и тревоги за будущее. Шизоидный тип (Ш). Главными чертами является замкнутость и недостаток ин-туиции в процессе общения. Трудно устанавливать неформальные, эмоциональные кон-такты — эта неспособность нередко тяжело переживается. Быстрая истощаемость в кон-такте побуждает к еще большему уходу в себя. Недостаток интуиции проявляется неуме-нием понять чужие переживания, угадать желания других, догадаться о невысказанном вслух. К этому примыкает недостаток сопереживания. Внутренний мир почти всегда за-крыт для других и заполнен увлечениями и фантазиями, последние предназначены толь-ко для услаждения самого себя, служат утешению честолюбия или носят эротический характер. Увлечения отличаются силой, постоянством, и нередко необычностью, изы-сканностью. Богатые эротические фантазии сочетаются с внешней асексуальностью. Ал-коголизация и делинквентное поведение встречаются нечасто. Труднее всего переносятся ситуации, где нужно быстро установить неформальные эмоциональные контакты, а так-же насильственное вторжение посторонних во внутренний мир. Самооценка обычно не-полная: хорошо констатируется замкнутость, трудность контактов, непонимание окру-жающих, другие особенности подмечаются хуже. В самооценке иногда подчеркивается нонконформизм. Замкнутость и сдержанность в проявлении чувств иногда помогают не-плохо совмещаться с окружающими, ограничиваясь формальными контактами. Склонны искать нешаблонные решения, предпочитают непринятые формы поведения, способны на неожиданные для других эскапады без учета вреда, который могут нанести ими самим себе. Но иногда обнаруживают недюжинные способности постоять за себя и свои инте-ресы. У близких могут вызывать недовольство своей молчаливостью и сдержанностью, но когда дело заходит о хобби могут быть даже многоречивы. В своих симпатиях часто тяготеют к эмоционально-лабильным, может быть чувствуя в их характере то, что им са-мим недостает. Эпилептоидный тип (Э). Главной чертой является склонность к состояниям злобно-тоскливого настроения с постепенно накипающим раздражением и поиском объ-екта, на котором можно было бы сорвать зло. С этими состояниями обычно связана аф-фективная взрывчатость. Аффекты не только сильны, но и продолжительны. Большим напряжением отличается инстинктивная жизнь. Любовь почти всегда окрашена ревно-стью. Алкогольные опьянения часто протекают тяжело — с гневом и агрессией. Лидер-ство проявляется в стремлении властвовать над другими. Неплохо адаптируются в усло-виях строгого дисциплинарного режима, где стараются подольститься к начальству по-казной исполнительностью и завладеть положением, дающим власть над другими подро-стками. Инертность, тугоподвижность, вязкость накладывают отпечаток на всю психи-ку — от моторики и эмоций до мышления и личностных ценностей. Говорят медленно, веско, никогда не суетятся. Любят культивировать в себе физическую силу, предпочита-ют силовые виды спорта. Решения принимают не торопясь, весьма осмотрительно, из-за этого иногда пропускают момент, когда надо быстро действовать. Но в аффекте от мед-лительности не остается и следа, легко теряют контроль над собой, действуют импуль-сивно, в неподходящей ситуации могут разразиться потоком брани, нанести побои. Вла-столюбие сочетается со стремлением наводить «свои порядки», нетерпимостью к инако-мыслию. Злопамятны в отношении нанесенных им обид и причиненного ущерба, даже незначительного — очень мстительны и изобретательны в способах мести. Мелочная ак-куратность, скрупулезность, дотошное соблюдение всех правил, даже в ущерб делу, до-пекающий окружающих педантизм рассматриваются как компенсация собственной инертности. Педантичная аккуратность видна по одежде, прическе, предпочтению по-рядка во всем. Самооценка обычно однобокая: отмечается приверженность к порядку и аккуратности, нелюбовь пустых мечтаний и предпочтение жить реальной жизнью; в ос-тальном обычно представляют себя более конформными, чем есть на самом деле. Истерический (гистрионический) тип (И). Главными чертами являются беспре-дельный эгоцентризм, ненасытная жажда внимания к своей особе, восхищения, удивле-ния, почитания, сочувствия. Все остальные особенности питаются этим. Лживость и фан-тазирование целиком служат приукрашению своей особы. Внешние проявления эмоцио-нальности на деле оборачиваются отсутствием глубоких чувств при большой вырази-тельности, театральности переживаний, склонности к рисовке и позерству. Неспособ-ность к упорному труду сочетается с высокими притязаниями в отношении будущей профессии. Выдумывая, легко вживаются в роль, искусной игрой вводят в заблуждение доверчивых людей. Неудовлетворенный эгоцентризм часто подталкивает к яростной оп-позиционности. Выигрывают в ситуации неразберихи, сумятицы, внезапно возникшей неопределенности, когда крикливость может быть принята за энергию, театральная воин-ственность — за решительность, умение быть у всех на виду — за организаторские спо-собности. Но лидерский час скоро проходит, так как истероиды не столько лидируют, сколько играют в вожаков, и окружение скоро разбирается, что кроме позерства и трес-кучих фраз они ни на что не способны. Среди сверстников претендуют на первенство или на исключительное положение. Пытаются возвыситься среди них россказнями о своих удачах и похождениях. Товарищи скоро распознают их выдумки, их ненадежность, по-этому они часто меняют компании. Самооценка далека от объективности. Обычно пред-ставляют себя такими, какими в данный момент легче всего произвести впечатление. Неустойчивый тип (Н). Главная черта — нежелание трудиться — ни работать, ни учиться, постоянная сильная тяга к развлечениям, удовольствию, праздности. При стро-гом и непрерывном контроле нехотя подчиняются, но всегда ищут случая отлынивать от любого труда. Полное безволие обнаруживается, когда дело касается исполнения обязан-ностей, долга, достижения целей, которые ставят перед ними родные, старшие, общество в целом. С желанием поразвлечься связана ранняя алкоголизация, делинквентность, упот-ребление наркотиков и других дурманящих средств. Тянутся к уличным компаниям. Из-за трусости и недостаточной инициативности оказываются там в подчиненном положе-нии. Контакты всегда поверхностны. Романтическая влюбленность несвойственна, сек-суальная жизнь служит лишь источником наслаждений. К своему будущему равнодуш-ны, планов не строят, живут настоящим. От любых трудностей и неприятностей старают-ся убежать и не думать о них. Слабоволие и трусость позволяют удерживать их в услови-ях строгого дисциплинарного режима. Безнадзорность быстро оказывает пагубное дейст-вие. Самооценка обычно неверная — легко приписывают себе гипертимные или кон-формные черты. Конформный тип (К). Главная черта — постоянная и чрезмерная конформность к привычному окружению, к своей среде. Живут по правилу: думать «как все», поступать «как все», стараться, чтобы все у них было «как у всех» — от одежды до суждений по животрепещущим вопросам. Становятся целиком продуктом своего окружения: в хоро-ших условиях старательно учатся и работают, в дурной среде — со временем прочно ус-ваивают ее обычаи, привычки, манеру поведения. Поэтому «за компанию» легко спива-ются. Конформность сочетается с поразительной некритичностью: истиной считают то, что поступает через привычный канал информации, некритичны ко всему, что черпают от привычного окружения, и склонны к предубежденному неприятию всего, что исходит от людей не своего круга. К этому добавляется консерватизм: новое не любят потому, что не могут к нему быстро приспособиться, трудно осваиваются в непривычной обста-новке. Нелюбовь к новому проявляется неприязнью к чужакам, настороженностью к не-знакомым. Наиболее успешно работают, когда не требуется личной инициативы. Плохо переносят крутую ломку жизненного стереотипа, лишение привычного общества. Само-оценка может быть неплохой. Паранойяльный тип в подростковом возрасте еще не проявляется — его расцвет падает на пик социальной зрелости, т.е. на 30–40 лет. Поэтому с помощью ПДО этот тип диагностировать невозможно. В подростковом возрасте будущие представители пара-нойяльного типа чаще всего обнаруживают эпилептоидную или шизоидную акцентуа-цию, реже истероидную и еще реже — гипертимную. Однако уже в этом возрасте может обнаруживаться завышенная оценка своей личности — своих способностей, своих талан-тов и умений, своей мудрости и понимания всего. Отсюда убежденность, что все, что они делают, всегда правильно, что думают и говорят — всегда истина, на что претендуют — безусловно имеют право. Любые препятствия на пути претворения в жизнь своих наме-рений пробуждают воинственную готовность отстаивать свои действительные или мни-мые права. Рано пробуждается подозрительность, склонность всюду видеть злой умысел и злокозненный сговор против себя. Смешанные типы. Достаточно часто встречаются при как акцентуациях характе-ра, так и при психопатиях. Однако далеко не все сочетания описанных типов возможны. Практически не сочетаются следующие типы: Гипертимный — с лабильным, астено-невротическим, сенситивным, психастени-ческим, шизоидным, эпилептоидным. Циклоидный — со всеми типами, кроме гипертимного и лабильного. Лабильный — с гипертимным, психастеническим, шизоидным, эпилептоидным. Сенситивный — с гипертимным, циклоидным, эпилептоидным, истероидным, не-устойчивым. Психастенический — с гипертимным, циклоидным, лабильным, эпилептоидным, истероидным, неустойчивым. Шизоидный — с гипертимным, циклоидным, лабильным, астено-невротическим. Эпилептоидный — с гипертимным, циклоидным, лабильным, астено-невротическим, сенситивным, психастеническим. Истероидный — с циклоидным, сенситивным, психастеническим. Неустойчивый — с циклоидным, сенситивным, психастеническим. Смешанные типы бывают двоякого рода. Промежуточные типы. Эти сочетания обусловлены эндогенными, прежде всего генетическими факторами, а также, возможно, особенностями развития в раннем детстве. К ним относятся лабильно-циклоидный и конформно-гипертимный типы, сочетания ла-бильного типа с астено-невротическим и сенситивным, последних друг с другом и с пси-хастеническим. Промежуточными могут быть такие типы, как шизоидно-сенситивный, шизоидно-психастенический, шизоидно-эпилептоидный, шизоидно-истероидный, эпи-лептоидно-истероидный. В силу эндогенных закономерностей с возрастом возможна трансформация гипертимного типа в циклоидный. Амальгамные типы. Эти смешанные типы формируются в течение жизни как следствие напластования черт одного типа на эндогенное ядро другого в силу непра-вильного воспитания или других длительно действующих неблагоприятных факторов. На гипертимное ядро могут наслаиваться черты неустойчивости и истероидности, к лабиль-ности присоединяться сенситивность и истероидность. Неустойчивость может также на-слаиваться на шизоидное, эпилептоидное, истероидное и лабильное ядро. Под действием асоциальной среды из конформного типа может развиться неустойчивый. В условиях жестоких взаимоотношений в окружении эпилептоидные черты легко наслаиваются на конформное ядро. РОЛЬ НАСЛЕДСТВЕННОСТИ И ВОСПИТАНИЯ В РАЗВИТИИ ТИПОВ АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА Никаким особым воспитанием невозможно вырастить ни гипертима, ни циклоида, ни шизоида. Видимо, эти типы акцентуации обусловлены генетическим фактором. Одна-ко и при других типах акцентуаций среди кровных родственников нередко встречаются лица с теми же чертами характера. Особенно это касается эпилептоидов, истероидов и психастеников. Зато некоторые виды неправильного воспитания могут способствовать развитию определенных смешанных амальгамных типов. Безнадзорность (гипопротек-ция) культивирует неустойчивые черты, резистентными к гипопротекции оказываются представители сенситивного и психастенического типов. Зато доминирующая гиперпро-текция (чрезмерная опека) усиливает именно сенситивные и психастенические черты. Потворствующая гиперпротекция («кумир семьи») накладывает истероидные черты на представителей почти всех типов, кроме сенситивного и психастенического. Пагубное действие воспитания в условиях жестоких взаимоотношений развивает эпилептоидные черты, а в условиях повышенной моральной ответственности — психастенические чер-ты. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ПДО включает 25 таблиц — наборов фраз («Самочувствие», «Настроение» и др.) В каждом наборе от 10 до 19 предлагаемых ответов (см. далее раздел «Текст ПДО...»). С испытуемым проводится два исследования. В первом исследовании ему предлагается в каждой таблице выбрать наиболее подходящий для него ответ и соответствующий номер поставить в регистрационном лис-те № 1 (образцы регистрационных листов приведены в Приложении). Если в каком-либо наборе подходит не один, а несколько ответов, допускается сделать два-три выбора. Бо-лее трех выборов в одной таблице делать не разрешается. В разных таблицах можно сде-лать неодинаковое число выборов. Во втором исследовании предлагается выбрать в тех же таблицах наиболее непод-ходящие, отвергаемые ответы (при желании можно выбрать в каждой таблице два-три неподходящих ответа, но не более) и поставить соответствующие номера в регистраци-онном листе № 2. В обоих исследованиях разрешается отказываться от выбора ответа в отдельных таблицах, проставляя 0 в регистрационном листе. Если число таких отказов в обоих ис-следованиях составляет в сумме 7 и более, то это свидетельствует либо о трудности ра-боты с опросником в силу невысокого интеллекта (встречается при легкой дебильности), либо, при достаточном интеллекте, но негативном отношении к исследованию. В по-следнем случае работу с опросником можно повторить после психотерапевтической бе-седы. Большое число 0 встречается при сенситивном типе — такие подростки предпочи-тают отмолчаться, чем сказать неправду. Обычно для проведения исследования требуется от получаса до часа времени. Ис-следования можно проводить одновременно с группой испытуемых при условии, чтобы они не могли совещаться или подсматривать выборы друг у друга. При получении регистрационных листов необходимо сразу же проверить, не про-ставлено ли в какой-либо графе более трех номеров выборов и предложить испытуемому сократить их число, а если отказов 7 и более — попытаться их уменьшить. Образцы ре-гистрационных листов приводятся далее. ПДО не пригоден для исследования подростков при наличии выраженной интеллектуальной недостаточности (так называемая погранич-ная умственная отсталость не препятствует обследованию) или острого психотического состояния с нарушением сознания, бредом, галлюцинациями и т.п., а также при выра-женном психическом дефекте шизофренического, органического и других типов. В слу-чаях явно негативного отношения к обследованию, оно может проводиться только после психотерапевтической беседы и установления хорошего контакта. МЕТОДИКА ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ Результаты обследования определяются с помощью кода. Этот код составлен на основании статистически достоверных (р<0,005) выборов для подростков данного типа, определенного по клинической оценке. Код представлен далее в разделе «Текст опросни-ка...». Буквенные символы кода соответствуют баллам в пользу соответствующих типов: Г — гипертимный Ц — циклоидный Л — лабильный А — астено-невротический С — сенситивный П — психастенический Ш — шизоидный Э — эпилептоидный И — истероидный Н — неустойчивый К — конформный Пропуск в графах, где проставлены баллы, означает, что данный выбор является неинформативным. Сдвоенные и строенные буквенные символы (например АА в выборе № 5 на тему «Самочувствие» в 1–м исследовании, ШШШ в выборе № 3 на тему «Отношение к оди-ночеству» во втором исследовании) означают, что за этот выбор начисляется два или три балла в пользу соответствующего типа. За один выбор могут начисляться баллы в пользу двух или более типов (например, ГН на выбор 1 на тему «Настроение» в первом исследо-вании означает, что 1 балл начисляется в пользу гипертимного, а 1 балл — в пользу неус-тойчивого типов). Кодом предусмотрены следующие дополнительные показатели: О — негативное отношение к исследованию; Д — диссимуляция действительного отношения к рассматриваемым проблемам и стремления не раскрывать черты характера; Т — откровенности; В — черт характера, встречающихся при органических психопатиях; E — отражения в самооценке реакции эмансипации; d — психологической склонности к делинквентности (только для подростков мужского пола); М — черт мужественности; Ф — черт женственности в системе отношений. Кроме того, на основании числовых баллов в теме «Отношение к спиртным на-питкам» может быть дана оценка психологической склонности к алкоголизации (шкала V). Дополнительные баллы, начисляемые за показатели по графику Чтобы скачать полный вариант - надо зарегистрироваться
|