Главная » Файлы » Психология юмора | [ Добавить материал ] |
Юмор как одна из характеристик самоактуализирующейся личности.
22 Июня 2008, 22:01:46 | |
Абрахам Маслоу (1999, 2002), изучая процесс самоактуализации, выделил ряд личностных характеристик, присущих самоактуализирующимся людям, то есть людям, которые живут полной жизнью, делая наилучшим образом то, на что они способны. Он также полагал, что эти люди достигли того уровня личностного развития, который потенциально заложен в каждом из нас. Исходя из своего исследования биографий, Маслоу пришел к заключению, что самоактуализирующиеся люди обладают следующими качествами: 1. Более эффективное восприятие реальности и более комфортные взаимоотношения с ней. Самоактуализирующиеся субъекты точно оценивают ситуации и людей. Быть может, по этой причине они «как один не боятся неизведанного и не чувствуют угрозы от него». В отличие от «обычных» людей, они не демонстрируют «катастрофической потребности в уверенности, безопасности, определенности и порядке». 2. Принятие себя, других, природы. Самоактуализирующиеся люди могут принять себя такими, какие они есть. Эти люди накоротке с природой вообще и с человеческой в частности. Они принимают телесные потребности и естественные процессы без отвращения и стыда, но при этом ценят «высшие» качества, которые украшают человеческую природу. 3. Спонтанность. Поведение самоактуализирующихся людей отмечено непосредственностью и простотой, отсутствием искусственности или желания произвести эффект. Их внутренняя жизнь (мысли и эмоции) чужда условности, естественна и непосредственна. 4. Сосредоточенность на проблеме. Маслоу считал, что все обследованные им личности без исключения были привержены какой-то задаче, долгу, призванию или любимой работе, которую они считают важной. Такие люди эффективно и упорно работают над задачами. Они могут погружаться в подлинные проблемы, не будучи озабочены собой. 5. Отстраненность. У самоактуализирующихся людей есть потребность в уединении и самодостаточности. Их дружба и привязанность к семье не носят цепляющегося, вторгающегося и собственнического характера. 6. Автономия: независимость от культуры и окружения. Самоактуализирующиеся люди свободны в своих действиях, независимо от физического и социального окружения. Эта автономия позволяет им полагаться на свой собственный потенциал и внутренние источники роста и развития. Ни лесть, ни критика не нарушают фундаментальный ход их развития. 7. Постоянная свежесть оценок. Здесь мы вновь встречаемся со спонтанностью и чувствительностью к новым переживаниям. Самоактуализирующиеся люди обладают способностью оценивать по достоинству даже самые обычные события в жизни, при этом ощущая новизну, благоговение, удовольствие и даже экстаз. 8. Вершинные, или мистические, переживания. Это моменты сильного волнения или высокого напряжения, а также моменты расслабления, умиротворения, блаженства и спокойствия. Они представляют собой экстатические состояния, какие переживаются в кульминационные моменты любви и интимности, в порывах творчества, озарения, открытия и слияния с природой. 9. Общественный интерес. Этот интерес выражается чувством сострадания, симпатии и любви ко всему человечеству. Часто это особый вид братской любви, подобный отношению старшего брата или сестры к младшим братьям и сестрам. Это базовое чувство «идентификации, симпатии и привязанности», несмотря на периодические случаи гнева или нетерпения. Сострадание к другим смертным оказывается отличительным признаком самоактуализирующихся людей. 10. Глубокие межличностные взаимоотношения. Самоактуализирующиеся люди стремятся к более глубоким и тесным личным взаимоотношениям, чем «обычные» люди. Обычно круг их близких друзей невелик, так как дружеские отношения в стиле самоактуализации требуют большого количества времени и усилий. Самоактуализирующиеся люди также испытывают особую нежность к детям и легко общаются с ними. 11. Демократический характер. Маслоу обнаружил, что исследуемые им люди в основном испытывали и демонстрировали уважение к любому человеку просто потому, что это человек. В то же время Маслоу обнаружил, что самоактуализирующиеся люди не считают всех без исключения равными: «Эти индивиды, сами являющиеся элитой, выбирают в друзья также элиту, но это элита характера, способностей и таланта, а не рождения, расы, крови, имени, семьи, возраста, молодости, славы или власти». 12. Нравственная убежденность. Все исследуемые уверенно отличали хорошее от плохого в повседневной жизни. Иначе говоря, они не путали средства с целями и твердо направляли свои усилия на достижение целей, ощущаемых как правильные. 13. Философское чувство юмора. Злые каламбуры, шутки и остроты обнаруживаются реже, чем «вдумчивый философский юмор, который гораздо чаще вызывает улыбку, чем смех, скорее присущ ситуации, чем добавлен к ней, спонтанен, а не спланирован, и, как правило, повторно не используется». 14. Креативность. Маслоу обнаружил, что все без исключения самоактуализирующиеся люди обладают способностью к творчеству. Однако творческий потенциал его испытуемых проявлял себя не так, как у выдающихся талантов в поэзии, искусстве, музыке или науке. Маслоу говорил скорее о такой же естественной и спонтанной креативности, которая присуща неиспорченным детям. Это креативность, которая присутствует в повседневной жизни как естественный способ выражения наблюдательной, воспринимающей новое и живительно простой личности. Маслоу не утверждает, что эти критерии независимы друг от друга. Ясно, что они не независимы, но все вместе в своей целостности характеризуют самоактуализирующуюся личность. Таковы основные личностные характеристики людей, выделенные Абрахамом Маслоу. Посмотрим теперь, какие черты считал важными для того, чтобы считаться «полноценно функционирующим человеком», Карл Роджерс (2001). 1. Открытость переживанию. Люди, полностью открытые переживанию, способны слушать себя, чувствовать всю сферу висцеральных, сенсорных, эмоциональных и когнитивных переживаний в себе, не испытывая угрозы. Они тонко осознают свои самые глубокие мысли и чувства; они не пытаются подавить их; часто действуют в соответствии с ними; и даже действуя не в соответствии с ними, они способны осознать их. Фактически все переживания точно символизированы в их сознании, не искажаясь и не отрицаясь. 2. Экзистенциальный образ жизни. Это тенденция жить полно и насыщенно в каждый момент существования, так, чтобы каждое переживание воспринималось как свежее и уникальное. То, чем человек является или каким он будет в следующий момент, проистекает из данного момента, независимо от прежних ожиданий. Такой человек гибок, адаптивен, терпим и непосредственен. Он открывает структуру своего опыта в процессе его переживания. 3. Организмическое доверие. Оно означает способность человека принимать во внимание свои внутренние ощущения и рассматривать их как основу для выбора поведения. Полноценно функционирующие люди рассматривают организмические переживания как достоверный источник информации, позволяющий решить, что следует или не следует делать. 4. Эмпирическая свобода. Это чувство личной власти, способность делать выбор и самостоятельно руководить собой. Эмпирическая свобода относится к внутреннему чувству: «Единственный, кто отвечает за мои собственные действия и их последствия – это я сам». 5. Креативность. Полноценно функционирующие люди стремятся жить конструктивно и адаптивно в своей культуре, в то же время удовлетворяя собственные самые глубокие потребности. Они способны творчески, гибко приспосабливаться к изменяющимся условиям окружения. Они являются членами общества и его продуктами, но не пленниками. Как видно из перечисленных характеристик, полноценно функционирующий человек Роджерса и самоактуализирующийся человек Маслоу обладают очень схожими чертами. А вот какими качествами наделял зрелую личность Гордон Олпорт (2002): 1. Расширение чувства Я. Это предполагает способность зрелого человека иметь сильные интересы «вне его», идентифицировать себя с другим человеком, истинно участвовать в жизни, сознавая смысл происходящего. «Зрелость растет соразмерно тому, как центр жизни смещается с шумной и требовательной непосредственности тела и эгоизма». Себялюбие – важный и неизбежный фактор в каждой жизни, но оно не должно доминировать. У каждого есть себялюбие, но только расширение Я является признаком зрелой личности. 2. Теплота в отношении к другим. Зрелый человек способен на значительную интимность в любви, независимо от того, идет ли речь о привязанности в семейной жизни или о глубокой дружбе. С другой стороны, он избегает праздной, навязчивой, собственнической вовлеченности в отношения с другими людьми. Благодаря определенной отстраненности он может уважать и признавать человечность всех людей. Этот тип теплоты можно назвать состраданием. 3. Эмоциональная безопасность (принятие себя). Эта черта зрелости включает способность принимать свои влечения, огорчения, раздражения, способность справляться со своими эмоциональными состояниями так, что те не толкают его к импульсивным действиям и не вмешиваются в благополучие других. Зрелый человек выражает свои убеждения и чувства, учитывая убеждения и чувства других, и не чувствует угрозы вследствие выражения эмоций – собой или другими. 4. Реалистическое восприятие, умения и задачи. Зрелость не искажает реальность, чтобы приладить ее к потребностям и фантазиям человека. Зрелый человек умеет эффективно решать проблемы, обладает целенаправленными умениями. Зрелый человек видит людей и ситуации такими, какие они есть, и у него есть дело, которое ему важно делать. 5. Самообъективация: понимание и юмор. Зрелый человек обладает самопониманием, он осознает и умеет видеть свои достоинства и недостатки. Интересно, что самопонимание оказывается крепко связанным с чувством юмора: одно неопубликованное исследование, в котором испытуемые оценивали друг друга по большому количеству черт, показало, что корреляция между оценками по пониманию себя и по юмору оказалась равной 0.88. Это означает либо то, что личности с хорошим пониманием себя имеют также большое чувство юмора, либо то, что лица, производившие оценку, не смогли различить эти два качества. Возможная причина того, почему самопонимание и юмор идут рука об руку, состоит в том, что оба они связаны с общей основой, каковой является самореализация. Человек с наиболее полным чувством пропорции между собственными качествами и лелеемыми ценностями способен воспринимать их несоответствие и абсурдность в определенных условиях. 6. Единая философия жизни. Для зрелости необходима некоторая форма объединяющей философии жизни. Она заключается в направленности, т.е. в наличии какой-либо более или менее определенной жизненной цели. Второй ее чертой является наличие осознаваемых и разделяемых ценностных ориентаций. Таким образом, становится ясно, что все выделенные характеристики Маслоу, Роджерсом и Олпортом перекликаются друг с другом, некоторые по-разному называются, но по сути являются тем же самым. Названия характеристик «Принятие себя, других и природы», «эмоциональная безопасность (принятие себя)», «Организмическое доверие» - один из примеров схожести представлений разных ученых о самоактуализирующихся людях. «Теплота в отношениях с другими» и «общественный интерес» - еще один пример такой схожести. «Реалистическое восприятие», «более эффективное восприятие реальности», «открытость переживанию» - сходство этих понятий самоочевидно. Примеры можно продолжать, но главный вывод заключается в том, что если разные ученые пришли к одному и тому же, то это значит, что предложенные ими характеристики являются важными и сущностными для человеческой природы. Хотя выделенные черты находятся в тесной взаимосвязи друг с другом, можно предположить, что чувство юмора среди них имеет особое положение, поскольку позволяет через себя более полно реализовывать все остальные черты. Неслучайно Гордон Олпорт такое внимание уделил взаимосвязи чувства юмора и самопонимания. Можно добавить, что благодаря юмору становится возможным и спокойное самопринятие – увидев свои не самые лучшие стороны и смеясь над ними, человек преодолевает их, становится над ними, и значит, может принять в себе то, что пока не соответствует его представлениям о себе идеальном. Свежесть оценок и спонтанность также находят свое выражение в продуктах чувства юмора. Во многом чувство юмора и является свежим взглядом на привычные вещи, а также спонтанным выражением этого свежего взгляда, что позволяет говорить о взаимодействии чувства юмора с вышеперечисленными характеристиками. Самоактуализация личности и проблема ее измеренияПонятие «самоактуализация» синтетично, оно включает в себя всестороннее и непрерывное развитие творческого и духовного потенциала человека, максимальную реализацию всех его возможностей, адекватное восприятие окружающих, мира и своего места в нем, богатство эмоциональной сферы и духовной жизни, высокий уровень психического здоровья и нравственности. В одной из своих работ А. Маслоу определяет самоактуализацию как «...стремление к самоосуществлению, точнее, тенденцию актуализировать то, что содержится в качестве потенций. Эту тенденцию можно назвать стремлением человека стать все более и более тем, кем он способен стать». В настоящее время исследование самоактуализации и самореализации наталкивается на ряд теоретических и методологических проблем. Во-первых, до сих пор исследователи в качестве объекта изучения рассматривали взрослого, зрелого человека (Калинина Н. Ф., 1997), тогда как вопрос о самоактуализации в юности и пожилом возрасте оставался в стороне. Однако ограничивать стремление человека к личностному росту и развитию лишь периодом взрослости было бы, на наш взгляд, неправомерным. Во-вторых, большинство экспериментальных дизайнов строится на психологическом исследовании особенностей жизни, деятельности и общения людей с высоким уровнем самоактуализации (Хьелл Л., Зиглер Д., 2000), в то время как процесс самореализации «среднего» человека остается «белым пятном». В-третьих, продолжает дискутироваться вопрос об адекватных методах измерения этого феномена. Изучение степени самоактуализации требует разработки специальных психодиагностических средств, так как большая часть существующего методического инструментария для исследования личности была создана либо для измерения различных патохарактерологических проявлений, акцентуаций личности и форм психопатологии, либо для оценки параметров «обычной» усредненной психически здоровой личности, ее структуры (MMPI, тесты Ф. Айзенка, Г. Шмишека, Г. Роршаха, Р. Кеттелла, ТАТ и др.). Таким образом, задача создания методики, позволяющей регистрировать количественные и качественные параметры уровня самоактуализации у субъекта, являлась весьма актуальной. Возможность одномерного описания феномена самоактуализации, сведения ее к одному показателю вызывает у исследователей серьезные сомнения, связанные прежде всего с многозначностью и противоречивостью этого конструкта. В связи с этим за рубежом получил широкую известность опросник личностных ориентации Э. Шострома (Personal Orientation Inventory – POI), измеряющий самоактуализацию как многомерную величину. POI был создан в 1963 году в Институте терапевтической психологии (Санта-Анна, Калифорния). POI разрабатывался на основе теории самоактуализации А. Маслоу, концепций психологического восприятия времени и временной ориентации субъекта Ф. Перла и Р. Мэя, идей К. Роджерса и других теоретиков экзистенциально-гуманистического направления в психологии. Конкретные вопросы POI были отобраны из большого набора критических, в первую очередь, поведенческих и ценностных индикаторов, отличающих здорового самоактуализирующегося человека от невротика. Для выявления этих индикаторов Э. Шостром опросил ряд практикующих психологов, работающих в русле экзистенциально-гуманистического подхода в психотерапии, и обобщил их опыт. Работа по анализу и отбору суждений, вошедших в тест, проводилась в течение пяти лет. POI состоит из 150 пунктов, построенных по принципу вынужденного выбора, и позволяет зарегистрировать два базовых и десять дополнительных параметров самоактуализации. Сами шкалы или, иначе говоря, составляющие самоактуализации, аналогично пунктам теста, были подобраны на основе опроса психотерапевтов и характеризуют основные жизненные сферы самоактуализирующейся личности. Первая попытка адаптации теста POI в России была осуществлена в Ленинграде Е.Б. Лисовской, однако широкого распространения эта методика не получила. В 1981–84 гг. на кафедре социальной психологии МГУ имени М.В. Ломоносова Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман, М.В. Загика и М.В. Кроз предприняли еще одну попытку адаптировать этот тест. В процессе работы методика Э. Шострома претерпела существенные изменения, фактически, авторами был создан оригинальный психодиагностический инструмент, который получил название «Самоактуализационный тест» (CAT). Самоактуализационной тест построен по тому же принципу, что и POI, и состоит из 126 пунктов, каждый из которых включает два суждения ценностного или поведенческого характера. Суждения не обязательно являются строго альтернативными. Тем не менее испытуемому предлагается выбрать то из них, которое в большей степени соответствует его представлениям или привычному способу поведения. СAT измеряет самоактуализацию по двум базовым и ряду дополнительных шкал. Такая структура опросника была предложена Э. Шостромом для POI и сохранена в данном тесте. Базовыми являются шкалы Компетентности во времени и Поддержки. Они независимы друг от друга и, в отличие от дополнительных, не имеют общих пунктов. 12 дополнительных шкал составляют 6 блоков - по две в каждом. Каждый пункт теста входит в одну или более дополнительных шкал и, как правило, в одну базовую. Таким образом, дополнительные шкалы фактически включены в основные, они содержательно состоят из тех же пунктов. Подобная структура теста позволяет диагностировать большое число показателей, не увеличивая при этом в значительной степени объем теста. | |
Категория: Психология юмора | | |
Просмотров: 6214 | Загрузок: 0 |
Всего комментариев: 0 | |