ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ: изучение изменения предпочтений по отношению к конкретным товарам у россиян в зависимости от выполняемой ими деятельности в различных ролевых ситуациях, т. е. в условиях, более близких к ситуации реального выбора товаров, чем, например, в обычном социологическом опросе. НАУЧНАЯ ПРОБЛЕМА: какие факторы (личностные - психологические, социальные, социально-психологические) влияют на процесс принятия решения о выборе товаров (услуг) русскими потребителями?
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ГИПОТЕЗЫ:
1. Влияние ролевой установки на экономическое поведение российских потребителей;
2. Влияние целей выполняемой деятельности российскими потребителями на их экономическое поведение.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ГИПОТЕЗА: Если российского потребителя поместить в ситуацию, где будет предлагаться выбор товаров «для себя», как для потенциального потребителя, при условии, что он обладает «неограниченной суммой денег», то вероятность того, что он приобретет самый дорогой товар из всех предложенных будет значительно выше, нежели в случае ситуации, когда тому же самому потребителю с такими же условиями будет предлагаться приобрести товар «для других», т.е. для «своего собственного» коммерческого магазина.
Статистические:
НО: Выбор товаров российским потребителем не будет отличаться в зависимости от принятия на себя различных социальных ролей (когда он выбирает товар как потребитель или как владелец магазина).
Н1: Выбор товаров на потребительском рынке в конечном счете определяется (или не определяется) деятельностью человека в рамках реально выполняемой им социальной роли.
Независимые1)НП
Концептуальная: ролевая установка потенциального покупателя в соответствии с целями выполняемой им деятельности.
Операционализированная: выбор товара для 1) себя и 2) для других (2 уровня).
2)НП
Концептуальная: экономические критерии оценки товара.
Операционализированная: наличная сумма денег – 1) ограниченное количество и 2) неограниченное количество (2 уровня).
ЗП (зависимая)
Концептуальная: экономическое поведение российского потребителя.
Операционализированная: выбор самого дорого товара из всех предложенных.
Экспериментальный план: ФАКТОРНЫЙ план 2х2 (две независимые переменные – два уровня их градаций). Количество групп, участвующих в эксперименте = 4. Для оценки влияния независимых переменных на зависимую и определения наличия и характера их взаимодействия применялся дисперсионный анализ – хи-квадрат (критерий Пирсона).
Способ отбора в группы: рандомизация с выделением страт (пол, образование, место работы, возраст).
Способ контроля побочной вариативности: балансировка.
Факторы побочной вариативности: “инстинкт конкуренции”; принятие решения на основе привычек, эмоций; культурне (здоровье, питание, обучение, социальное продвижение, семейные традиции), социальные (выделяют группы притяжения, группы стремления, группы разобщения и т. д., которые оказывают воздействие на психологию потребителя), личностные и психологические факторы (мотивация, восприятие, убеждения.); факторы субкультуры, характеризующиися национальными, религиозными, расовыми признаками.