Quote (Eleanora)
Почему же. И то и другое возможно. И то и другое абсолютно реально. И в обоих случаях этому нужно учиться.
Объясняю. Все верно, но с оговоркой. Для ребенка научиться ходить - это не просто задача, это на определенном этапе сверхзадача. У него не то, что нет выбора, у него просто даже альтернаптив не существует. Для взрослого же адекватного человека "хождение по канату" - сомнительное удовольствие, нужно найти хоть какой-нибудь мотив и то не факт, что сработает. А те кто читал Нище вобще на канат не полезут.
Для пояснения приведу еще один пример - ребенку ЗНАЧИТЕЛЬНО легче освоить в детстве язык (как свой, так и иностранный). И тут же можно провести градацию для взрослого: одно дело - учиться со стопкой книжек, другое - попасть в языковую среду (случай ребенка). Надеюсь пояснил достаточно.
Quote (Eleanora)
Конечно социальное одобрение питает позитивную самооценку
А дело здесь не в социальном одобрении. Дело здесь именно в нашем онтогенетическом развитии обусловленном, в первую очередь, культурно. Все что у нас есть "некультурного" - это внешность (и та если без макияжа и если ты не ходишь на фитнес или "качалку", что тоже обусловленно общественно) и темперамент, возможно еще пара врожденных характеристик и все. Какая черта личности у тебя, Eleanora, не является культурно обусловленной?
Quote (Eleanora)
Которые помимо комфорта и социального одобрения приносят дискомфорт за счет той же самой общности.
Конкретна группа является носителем культуры, но не самой культурой. Можно быть мизантропом, но и эта позиция существует только в обществе и без последнего теряет смысл.
Quote (Eleanora)
а как же диспозиция?
А что такое диспозиция? Покажи мне диспозицию в несоциальном животном мире.
Quote (Eleanora)
И не искать в нем одобрения.
За одобрение я вобще не говорил, я говорил за обусловленность. Счастье - опосредованное культурой чувство. Без культуры - это просто положительная эмоция.
По поводу конформизма. У Петровского и Ярошевского в "Теоретической психологии" описаны три стадии вхождения в группу: 1) Вхождение в группу, социализация (здесь максимально выражен конформизм, человек пытается доказать свою причастность к группе), 2) отход от групповых норм, индивидуализация (здесь человек бунтует, вырабатывает свою точку зрения, понимает, что будучи конформистом он не изменит свое положение в группе), 3) вхождение в группу со своей четкой позицией, самореализация.
И все три стадии в обществе!